Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиПубликации

Счетная палата Самарской области: Применение современных информационных систем и технологий в процессе контроля за расходованием бюджетных средств

Вестник АКСОР №3/2016 (39)

Осуществление внешнего государственного финансового контроля неразрывно связано с большими объемами различных данных, для которых необходима постоянная систематизация, оперативное обновление и актуализация.

В связи с этим особое значение приобретает организация эффективного процесса сбора и обработки информации как внутри контрольно-счетного органа в рамках конкретных мероприятий, так и в сфере информационного обмена с другими государственными и контролирующими органами.

26 января 2016 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции было указано на необходимость совершенствования работы структур, которые контролируют расходование бюджетных средств, путем выявления личной заинтересованности тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, а также вскрытия фактов использования подставных или аффилированных организаций.

Для эффективной работы контрольно-счетных органов в названной сфере необходима консолидация в рамках единой информационной системы данных, полученных из различных структур, с информацией, установленной в ходе проведенных мероприятий, а также с заключениями, подготовленными при экспертизе нормативных правовых актов, предусматривающих выделение средств регионального (муниципального) бюджета.

Счетная палата Самарской области - постоянно действующий в регионе орган внешнего государственного финансового контроля. Используемые Счетной палатой программные комплексы и сервисы позволяют получать информацию о различных аспектах деятельности организаций и предпринимателей. Применяемые информационные системы содержат значительный массив структурированной информации и являются мощным инструментом для анализа контрагентов, конкурентов, исследуемой отрасли и позволяют с высокой степенью точности идентифицировать аффилированные организации и фирмы-однодневки. Говоря об этом, следует отметить, что в 2014 году в структуре Счетной палаты без увеличения штатной численности образована инспекция по обеспечению сопровождения контрольной и экспертно-аналитической деятельности, что позволило уделить больше внимания контролю на предварительном этапе. Среди основных задач подразделения - сбор и анализ информации из всех доступных источников об объекте проверки, изучение собранных сведений, документов и материалов, подготовка аналитического материала с указанием наиболее важных аспектов, требующих внимания при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и, как результат, - составление полного досье на каждый объект проверки.

Сотрудники инспекции осуществляют формирование аналитической информации (досье) с указанием типичных схем нарушений, выявляемыми в конкретных проверяемых организациях или в конкретных сферах деятельности проверяемых организаций. Таким образом, обеспечивается всесторонний контроль с использованием оперативной и актуальной информации о проверяемом объекте.

Досье содержит следующие сведения.

1. Общие сведения об объекте проверки (руководство, структура, функции, контактные данные, участие в реализации государственных программ Самарской области). При получении информации используются такие источники как Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), справочные правовые системы Консультант Плюс, СМИ, специализированные сайты (например, официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, сайт www.zakupki.gov.ru).

2. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок выделения и использования средств областного бюджета, предусмотренных объекту проверки, получаемые из справочной правовой системы Консультант Плюс.

3. Информация об объемах средств областного бюджета, выделенных объекту проверки и расходные операции по их использованию. Источник получения – Автоматизированная система «Бюджет» (далее – АС Бюджет).

4. Информация об основных контрагентах объекта проверки (регистрационные данные и информация об аффилированности с руководством объекта проверки и между контрагентами). Источники получения: АС Бюджет, СПАРК, ресурсы официального сайта ФНС РФ.

5. Информация о ранее проведенных проверках различными контролирующими органами получается путем аналитики материалов из СМИ, а также в рамках заключенных соглашений о взаимодействии с контролирующими и надзорными органами.

6. Информация о заключениях, ранее подготовленных Счетной палатой Самарской области при проведении финансово-экономической экспертизы нормативных правовых актов, предусматривающих выделение средств областного бюджета объекту проверки.

7. Информация негативного характера, полученная в ходе изучения объекта проверки и его контрагентов – СМИ, СПАРК, собственная база данных организаций, в которой аккумулируется информация обо всех «сомнительных» организациях, установленная в ходе ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты.

8. Информация об обращениях граждан и организаций, затрагивающая вопросы, связанные с деятельностью объекта проверки (данные предоставляется специализированным подразделением Администрации Губернатора Самарской области, ответственным за работу с обращениями граждан).

9. Информация о результатах ранее проведенных Счетной палатой Самарской области контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, а также о мерах, принимаемых объектом проверки по устранению выявленных нарушений и недостатков.

10. Информация о сделках, предположительно заключенных с заинтересованностью (данные социальных сетей «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» и т.д., информация, полученная в управлении ЗАГС по Самарской области).

Информация, изложенная в досье, содержит рекомендации о направлениях проверки, которым следует уделить внимание в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Она находит обязательное отражение в программе проведения контрольного мероприятия и в дальнейшем изучается в ходе контрольного либо экспертно-аналитического мероприятия.

В практике работы Счетной палаты Самарской области уже имеются примеры выявления при подготовке досье конфликта интересов, аффилированных организаций и использования организаций, имеющих признаки «фирм-однодневок». Так, выявлялись случаи конфликта интересов и заключения заинтересованных сделок с организациями, учредителями или руководителями которых выступали родственники руководящего состава объектов проверки. В частност, в ходе предварительного этапа проверки одного из бюджетных учреждений Самарской области Счетной палатой были установлены факты, свидетельствующие о наличии признаков личной заинтересованности директора учреждения при исполнении должностных обязанностей, которые могут приводить к конфликту интересов. С использованием системы СПАРК-Интерфакс и данных соцсетей (ВКонтакте) были установлены родственные и дружественные связи между учредителями и руководителями контрагентов бюджетного учреждения.

Были выявлены также случаи привлечения генеральными подрядчиками либо субподрядчиками на отдельные субподрядные работы организаций, имеющих признаки «фирм-однодневок». К примеру, рядом проверок было установлено, что из общего объема бюджетных средств, полученных генеральным подрядчиком либо субподрядной организацией, более 40% направлялось на счета организаций, имеющих признаки «фирм-однодневок». В дальнейшем это подтвердилось в ходе контрольного мероприятия.

На этапе подготовки досье выявляются случаи заключения контрактов (договоров) с организациями по завышенным ценам путем внесения различных требований в документацию по отбору поставщика (исполнителя). Это делает невозможным участие иных лиц, способных поставлять товар или оказывать услуги по более низким ценам с требуемым качеством.

Кроме того, в рамках подготовки досье объекта проверки выявлялись случаи предоставления средств государственной поддержки организациям, которые через незначительный промежуток времени реорганизовывались либо в форме ликвидации, либо в форме слияния с другими организациями и дальнейшей ликвидацией.

Выявлялись случаи предоставления бюджетных средств организациям, которые в дальнейшем размещали указанные средства на депозитных счетах и не использовали длительное время по целевому назначению.

В целях обеспечения межведомственного взаимодействия Счетной палатой Самарской области заключены соглашения о взаимодействии с ГУ МВД РФ по Самарской области и УФНС России по Самарской области, в рамках которых поступают сведения о так называемых «фирмах-однодневках», о текущей деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), в том числе об их численности, предоставлении отчетности и уплате налоговых платежей. Кроме того, Отделение Пенсионного фонда по Самарской области предоставляет в Счетную палату информацию о базе для начисления НДФЛ по конкретным получателям; ГИБДД и Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Самарской области - информацию о наличии автотранспортных средств и специализированной техники у конкретных организаций (индивидуальных предпринимателей).

В рамках соглашения о взаимодействии Счетной палаты с управлением Росреестра по Самарской области реализовано получение через электронные ресурсы информации о недвижимом имуществе, имеющемся у объекта контрольного мероприятия либо его контрагентов. Данные сведения позволяют анализировать организации (индивидуальных предпринимателей) как с точки зрения фактического ведения деятельности, так и их способности поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Помимо указанных инструментов анализа одним из наиболее перспективных является механизм изучения движения денежных средств по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время указанную информацию Счетная палата Самарской области получает в рамках проведения совместных мероприятий с ГУ МВД РФ по Самарской области и УФНС России по Самарской области. Вместе с тем сроки получения запрашиваемой информации являются достаточно продолжительными. В условиях ограниченного периода проведения контрольного мероприятия это существенным образом влияет на оперативность решений, принимаемых по результатам анализа.

В связи с этим мы полагаем, что целях обеспечения прямого доступа региональных контрольно-счетных органов к указанному инструменту представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Федеральный закон №6-ФЗ в части расширения полномочий контрольно-счетных органов и предоставления доступа к сведениям, составляющим налоговую, а также банковскую, адвокатскую тайну и к персональным данным.

Получение в максимально короткие сроки указанной информации посредством электронных сервисов позволило бы повысить эффективность борьбы с недобросовестными подрядчиками и поставщиками за счет возможности раскрытия всей цепочки бенефициаров, в том числе и по субподрядчикам.

Использование современных информационных систем и технологий сбора и обработки информации наряду с постоянным анализом систематизацией выявленных нарушений и лиц, их совершивших, позволят существенно повысить эффективность осуществления контрольных функций в финансово-бюджетной сфере. Кроме того, названные меры выступят в роли  дополнительного инструмента предупреждения наиболее опасных форм посягательств на государственные ресурсы и средства.