Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиПубликации

Самсонова Н.В.: Важно не только количество выделяемых средств, но и их результативность

Самсонова Наталья Викторовна

Аудитор Счетной палаты Самарской области   

 Счетной палатой Самарской области в ходе контрольных мероприятий в сфере агропромышленного комплекса применяются системные подходы, включающие помимо проверки законности расходования бюджетных средств аудит эффективности их использования.

Сельское хозяйство играет значительную роль в жизни любого региона. Сегодня невозможно представить развитие сельхозпроизводства в отрыве от практики предоставления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, одной из форм которой являются субсидии. До старта национального проекта «Развитие АПК» в Самарской области ведущей сельскохозяйственной отраслью, поддерживаемой областными субсидиями, являлось растениеводство. Субсидировалось приобретение удобрений, ГСМ, средств защиты растений. Животноводство развивалось главным образом за счет бюджетных кредитов. С 2007 года появился новый вид областных субсидий на поддержку племенного животноводства. В 2007–2009 годах этим направлениям расходования бюджетных средств Счетная палата Самарской области уделяла большое внимание в своей контрольной деятельности. Проверки проводились в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и его территориальных управлениях, а также у конечных получателей бюджетных средств. Результаты проверок направлялись губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу, в Прокуратуру Самарской области, заслушивались на совещаниях Главного федерального инспектора по Самарской области.

Проведение проверок в рамках контроля исполнения приоритетного национального проекта «Развитие АПК» ориентировано на реализацию одной из основных задач, установленных Законом Самарской области от 26.02.2009 №16-ГД «О Счетной палате Самарской области», – определение эффективности расходования средств бюджета Самарской области.

Предметом проверок являлись средства областного бюджета на поддержку АПК, деятельность участников бюджетного процесса по эффективному распоряжению указанными средствами. Цель мероприятий включала в себя не только контроль целевого использования бюджетных средств, но и экономической отдачи вложенных средств. В ходе аудита эффективности анализировалась управленческая деятельность министерства по выполнению возложенных на него задач и функций, проводились оценка результативности бюджетных средств, выделенных на финансирование сельского хозяйства, анализ влияния государственной поддержки на состояние агропромышленного комплекса Самарской области. Такого рода контрольные мероприятия в первую очередь нацелены на разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности проверяемых объектов, повышению эффективности использования ими бюджетных средств.

Выявленные Счетной палатой финансовые нарушения, допущенные хозяйствующими субъектами при получении и использовании средств областного бюджета, носят типовой характер.

В ходе проверки расходования средств областного бюджета, выделенных на субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, в проверенных хозяйствах установлены факты завышения посевных площадей в представленных формах статистической отчетности об итогах сева под урожай, служащих основанием для определения фактического размера субсидий, а также отсутствия первичной учетной документации, подтверждающей достоверность показателей статистической отчетности. Общий размер необоснованно полученных хозяйствами субсидий составил 0,5 млн рублей.

В ходе проверки расходования средств областного бюджета, выделенных на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Самарской области на приобретение минеральных удобрений, установлены нарушения, выразившиеся в завышении объемов вносимых удобрений, недостоверности данных документов, предоставленных в целях получения субсидий, а также в отсутствии первичной учетной документации, подтверждающей данные о посевных и фактически удобренных площадях. Общий размер необоснованно полученных хозяйствами субсидий составил 0,8 млн рублей.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области предложено: в целях повышения результативности использования бюджетных средств улучшить качество внутреннего финансового контроля за правомерностью предоставления субсидий из областного бюджета; принять меры по возврату необоснованно полученных сельхозпроизводителями субсидий; с учетом анализа типовых нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами при получении и использовании средств областного бюджета, активно проводить информационно-разъяснительную работу с сельхозтоваропроизводителями области. Все рекомендации Счетной палаты были выполнены, средства возвращены в бюджет.

В ходе проверки эффективности и целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2008 году в форме субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение племенного материала, молодняка КРС у организаций по племенному животноводству, в том числе у организаций, использующих метод чистопородного разведения, был проведен анализ полученных результатов от вложения государственных средств. Так, в 2008 году общая сумма затрат сельхозтоваропроизводителей – получателей субсидий на приобретение племенной продукции (материала) составила 48 млн рублей, что в 3,5 раза превысило объем средств, направленных на указанные цели в 2007 году. От общего количества закупленного молодняка КРС импорт составил 66%. На приобретение отечественного племенного скота израсходовано 14 млн рублей, из которых 13 млн рублей, или 91%, направлено на закупки в других регионах. Поставки отечественной продукции осуществлялись в основном из Кировской и Белгородской областей. При этом не осуществлялись закупки у одиннадцати организаций Самарской области, использующих метод чистопородного разведения КРС. Данные организации занимаются разведением племенных животных голштинской, черно-пестрой и симментальской пород. Не использовался потенциал специализированного предприятия по трансплантации эмбрионов пород племенного мясного скота канадской селекции (лимузин и ангус).

Несмотря на меры государственной поддержки по субсидированию сельхозтоваропроизводителей, темпы роста поголовья племенного высокопродуктивного скота остаются низкими. За 2008 год удельный вес племенного КРС в сельскохозяйственных организациях Самарской области увеличился только на 0,04% и на 1 января 2009 года составил 9,6%.

Вместе с тем развитие племенного животноводства становится особенно актуальным в условиях реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 №120. В целях снабжения производителей качественным генетическим материалом отечественного производства необходимо формирование современных генетических центров по основным направлениям мясного животноводства. Это обеспечит независимость отрасли от закупок импортного племенного скота и создаст предпосылки для поддержания ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе[1].

С 2009 года контрольные мероприятия по вопросам расходования средств областного бюджета, выделенных на поддержку АПК, проводятся Счетной палатой в рамках комплексных проверок местных бюджетов, поскольку в соответствии с принятым Законом Самарской области от 03.04.2009 №41-ГД органы местного самоуправления на территории Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства. Теперь значительную роль в предоставлении поддержки сельхозтоваропроизводителям области играют муниципалитеты, а средства государственной поддержки из категории прямых субсидий переведены в категорию субвенций муниципальным районам. В 2009 году объем средств областного бюджета, выделенных в форме субвенций по восьми направлениям поддержки сельскохозяйственного производства, составил 731 млн рублей.


[1] Скрынник Е.Б. Увеличение производства мяса и молока – веление времени / Экономика сельского хозяйства России. 2010. №4.