Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиПубликации

Машков К.В.: Создание единой информационной системы автоматизации деятельности контрольно-счетных органов

Машков Константин Владимирович

Заместитель председателя Счетной палаты Самарской области

Вестник АКСОР №2/2017 (42)

Деятельность контрольно-счетных органов (далее - КСО) является важнейшим звеном государственного финансового контроля.  Информатизация деятельности КСО в государственном масштабе тесно связана с особенностями автоматизации всех процессов государственного управления и регулирования. Она происходит в условиях комплексного реформирования и развития бюджетного процесса, направленного на повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Сегодня стихийная информатизация государственных органов во многих сферах приводит к дублированию и переизбытку информации, что лишает заинтересованные ведомства возможности получения актуальной, структурированной и достоверной информации. В частности это оказывает влияние на деятельность контрольно-счетных органов. Получение оперативной и актуальной информации, необходимой для проведения всесторонних и масштабных проверок использования бюджетных средств, зачастую затруднено или требует дополнительной обработки и аналитики.

Для реализации системного подхода к построению финансового контроля необходим единый механизм методологии, законодательного обеспечения, построения связей между КСО различных уровней, четкого закрепления результатов как контрольной, так и экспертно-аналитической деятельности. Все вышеуказанное подразумевает наличие легко расширяемой, адаптируемой и динамической информационной системы.

На сегодняшний день деятельность КСО заключается не только в проведении ревизий и проверок, но и в глубоком многофакторном анализе процессов, происходящих при выделении и использовании бюджетных средств. Необходима оперативная экспертно-аналитическая оценка результатов аудита прошедших периодов.

Объем анализа при проведении внешнего финансового контроля затрагивает не столько отчетные документы, сколько первичные учетные документы, информацию о движении средств по счетам, об операциях с имуществом и т.д. Необходим доступ к полноценной информации о деятельности объектов контроля, об их контрагентах, привлекаемых подрядчиках, субподрядчиках. При проверке формируется полноценная доказательная база для участия в судебных процессах и (или) уголовных делах.

Можно представить процесс осуществления контрольных мероприятий с использованием эффективного информационного инструмента следующим образом:

Схема 1

 

Как видно на схеме, одной из основных функций, выполняемых системой автоматизации деятельности КСО, является консолидация, постоянное обновление и накопление сведений об объектах проверок, о контрагентах, о сомнительных и проблемных организациях, об аффилированных лицах, руководящих проверяемыми учреждениями, о возможном наличии конфликта интересов. Это позволит значительно оптимизировать время на поиск указанной информации и обработку сведений, получаемых по запросам из различных источников.

Кроме того, необходимо обеспечение длительного хранения информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, с подробным описанием выявляемых схем системных нарушений, что также позволит минимизировать временные затраты и повысить эффективность проведения проверок, а также отследить перемещения недобросовестных лиц. 

При выборе направлений контроля важно предварительно изучить сферу расходования средств областного бюджета, проанализировать деятельность конкретных ГРБС, изучить механизм и итоги реализации соответствующих государственных программ Самарской области. Результатом предварительного анализа является сформированное досье объекта проверки (см. Схему 1), содержащее информацию из всех доступных источников о показателях деятельности проверяемого объекта, о проведенных в отношении него контрольных и иных мероприятиях, сведения о руководителях (учредителях), существующих взаимосвязях, итоги предварительного аудита закупок и т.д.   

Как показывает проведенная Счетной палатой Самарской области аналитика, необходимо обеспечить системность при выборе объектов контрольных мероприятий. В то время как некоторые главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) подвергаются проверкам по несколько раз за 5 лет, существуют ГРБС, которые за эти 5 лет не были проверены ни разу, либо рассматривались только в рамках отдельных направлений. Что касается организаций с участием Самарской области, то чаще всего они подвергаются контрольным мероприятиям вследствие поступивших обращений и поручений, что также сводит к минимуму системность в части периодичности данных проверок (из 17-ти действующих АО и ООО с участием Самарской области только 5 подвергались проверкам Счетной палаты Самарской области с 2009 года).

Создание информационного инструмента, способного аккумулировать в себе и предоставить доступ к сведениям о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях для контролирующих органов разных уровней, позволит значительно повысить эффективность планирования деятельности КСО, сократить избыточные трудозатраты, усовершенствовать направление прогнозной деятельности, обеспечивая возможность своевременной оценки рисков использования бюджетных средств на основе актуальной, достоверной и структурированной информации.

 Обращаясь непосредственно к опыту Счетной палаты Самарской области, отметим, что применяемые в деятельности сторонние информационные системы и базы содержат значительный массив структурированной информации и являются мощным инструментом для анализа контрагентов, конкурентов, исследуемой отрасли и позволяют с высокой степенью точности идентифицировать аффилированные организации и фирмы-однодневки. Однако все эти базы данных являются независимыми программными продуктами. Интегрировать их между собой невозможно, необходимо регулярно обновлять лицензии. Кроме того, отсутствует возможность хранить все сведения нарастающим итогом в единой базе.  

Универсальная информационная система, способная обеспечить эффективное функционирование КСО, должна предоставлять возможность полноценной консолидации информации, интеграции с государственными информационными системами федеральных органов государственной власти, региональных систем межведомственного взаимодействия. Необходимо отметить, что обеспечение совместимости информационно-коммуникационных технологий и взаимосвязанности государственных информационных ресурсов, используемых в различных государственных органах, является одним из приоритетных направлений информатизации деятельности государственных органов в целом.

С развитием мобильных технологий, возможностей удаленного доступа, «облачных» технологий целесообразно адаптировать информационную систему для использования КСО муниципальных образований и сотрудниками, находящимся непосредственно на территории объектов проверок.

Включение муниципальных образований в единое информационное пространство крайне важно, так как информация о деятельности муниципальных КСО в рамках их полномочий, получаемая оперативно посредством информационной системы, позволит региональным властям своевременно оценивать возможные риски и неблагоприятные последствия для местного бюджета еще до принятия управленческих решений, а также вносить предложения по профилактике нарушений законодательства.

На наш взгляд, особое значение приобретает возможность предоставления соответствующего разграниченного доступа к размещаемой информации представителям правоохранительных органов, органов прокуратуры, налоговых органов для оперативного реагирования и профилактики выявляемых нарушений и недостатков в сфере использования государственных финансов, а также для полноценного обмена информацией.

Учитывая вышесказанное, очевидно, что система подобного уровня должна обладать широкими техническими возможностями, поддерживать высокий уровень информационной безопасности, что повлечет значительные финансовые вложения.

На сегодняшний день, финансовое обеспечение большинства контрольно-счетных органов не позволяет создавать индивидуальные программные решения, особенно расширенного функционала. В связи с чем считаем целесообразным внести на рассмотрение предложение о создании единой информационной системы с поддержкой всех вышеуказанных функций и с учетом предложений, внесенных КСО РФ в рамках работы информационно-аналитической комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ.

Создание информационной системы такого уровня позволит, как минимум, автоматизировать деятельность Счетных палат в части планирования и учета ресурсов, упорядочить процессы подготовки и проведения мероприятий, оформления отчетов о результатах проведенных мероприятий, подготовки предписаний и представлений, организовать единый структурированный классификатор нарушений и единый реестр всей документации по результатам контрольных мероприятий, автоматизировать деятельность Счетной палаты в части контроля за реализацией материалов контрольных мероприятий и устранением нарушений.

Максимальным результатом реализации подобного программного решения со временем станет единая структурированная база, содержащая сведения нарастающим итогом обо всех когда-либо проверенных объектах, о системных нарушениях и преступных схемах, выявляемых в ходе проверок, о наработанных практиках реализации материалов контрольных мероприятий. Оперативный доступ к подобного рода сведениям позволит оптимизировать рабочее время, сократить трудозатраты, исключить дублирование и избыточные действия при проведении мероприятий, что в целом приведет к повышению эффективности деятельности всей системы контрольно-счетных органов РФ, повышению эффективности межведомственного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами.