Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиНовости

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит контрактной системы за 2017 год и истекший период 2018 года»

Счетной палатой Самарской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие по вопросам оценки эффективности закупок в Самарской области, по итогам которого выявлено наличие нерешенных проблем в сфере применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), установлены факты, свидетельствующие о монополизации рынка закупок продуктов питания, неэффективности закупок проектных работ, а также нереализованности потенциала ведомственного контроля в сфере закупок, проводимого на основании требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).

Установлено, что, вследствие утверждения критериев оценки заявок открытых конкурсов на выполнение проектно-изыскательских работ, не позволяющих выявить лучшие условия исполнения контракта, победителями торгов становятся организации, имеющие множество возвратов проектов на доработку, длительный период нахождения проекта на экспертизе и большое количество отрицательных заключений государственной экспертизы, что в конечном итоге приводит к нарушениям сроков исполнения контрактов и сдвигам/срывам срока начала выполнения строительно-монтажных работ.

Определенные негативные тенденции установлены в сфере организации закупок продуктов питания для областных государственных учреждений.

Действия органов исполнительной власти Самарской области по организации закупочной деятельности подведомственных учреждений привели к отсутствию конкуренции и, соответственно, экономии по результатам осуществляемых учреждениями конкурсов с ограниченным участием на поставку продуктов питания. Эффективность таких закупок крайне низкая, по данным Главного управления организации торгов Самарской области (далее - ГУОТ) экономия при проведении совместных конкурсов с ограниченным участием в 2017 году составила 0,19%, так как сформированы условия для победы только одной организации.

Ведомственный контроль в сфере закупок, проводимый на основании статьи 100 Федерального закона № 44-ФЗ и Порядка осуществления органами исполнительной власти Самарской области ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 № 861, преимущественно сосредоточен на изучении и фиксации нарушений регламента размещения информации о планируемых закупках и сведений о заключенных контрактах (договорах).

Ряд органов государственной власти Самарской области не проводит процедуры ведомственного контроля в порядке, установленном постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 № 861.

Основной анализ закупочной деятельности подведомственных учреждений осуществляется органами государственной власти Самарской области преимущественно в ходе предварительного согласования планов-графиков и отдельных закупок, в порядке, установленном локальными правовыми актами.

Выборочный анализ проведения закупок отдельными видами юридических лиц подтвердил наличие негативных тенденций и системных нарушений Федерального закона № 223-ФЗ, которые неоднократно отмечались Счетной палатой при проведении экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, а именно:

несоответствие положений о закупках, используемых отдельными видами юридических лиц принципам Федерального закона № 223-ФЗ и требованиям нормативных правовых актов Самарской области;

не размещение в ЕИС планов закупок;

не опубликование в ЕИС информации о проведенных закупках и заключенных договорах;

нарушения порядка заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также преобладание закупок, проведенных без применения конкурентных процедур, что не обеспечивает реализацию принципов Федерального закона №223-Ф3.

По итогам проведенного анализа Счетной палатой сформированы предложения, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности на территории Самарской области:

необходимость корректировки критериев оценки заявок при проведении закупок на проектно-изыскательские работы и применение Методических рекомендаций по проведению конкурса на базовую территориальную проектную (изыскательскую) организацию в области строительства, архитектуры и градостроительства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации 28.09.1999 № 63;

необходимость проведения совместных закупок способом электронного аукциона;

при формировании критериев оценки заявок на конкурсы с ограниченным участием необходимо исключить случаи, когда дополнительные требования к участникам закупок используются в качестве критериев оценки заявок;

необходимость исключения из критериев оценки заявок на поставку продуктов питания показателя, характеризующего размер уставного капитала ввиду того, что данное требование не влияет на исполнение контракта;

необходимость проведения закупок организациями, использующими положения Федерального закона № 223-ФЗ, преимущественно конкурентными способами в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также усиление контроля за эффективностью закупок, проводимых на основании данного Федерального закона и принятых в его развитие положений о закупках товаров, работ, услуг.