Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиНовости

Интервью председателя Счетной палаты Самарской области для журнала "Первый"

Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами

Управление государственными финансами влечет за собой большую ответственность. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры. И что не менее важно, предотвратить или сократить такие нарушения в будущем. На вопросы журнала «Первый» ответила председатель Счетной палаты Самарской области Антонина Зубкова.

Анализ всех сфер жизни
— Счетная палата Самарской области за последние три года перешла к тщательному анализу сфер бюджетной деятельности отдельных направлений: здравоохранения, строительства, образования и так далее, – стараясь детально проанализировать существующую там проблематику.
В основу планирования нашей работы положен принцип всесторонней оценки использования бюджетных средств, что подразумевает максимальный охват контрольными мероприятиями главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений, так как множество функций государственных структур реально исполняются ими.
Теперь, если мы проверяем главного распорядителя средств, то обязательно смотрим и подведомственные ему учреждения. На данном уровне нами часто выявляются искажения фактов хозяйственной жизни: нарушения, допущенные при составлении бухгалтерской и иной финансовой отчетности; нарушения, касающиеся бюджетного учета, процедурные нарушения, которые впоследствии могут привести к серьезным финансовым нарушениям.
Соответственно, при проверке финансово-хозяйственной деятельности практикуются и встречные проверки контрагентов учреждения, при необходимости позволяющие установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах.

Характерные проблемы
— Актуальными остаются вопросы функционирования механизмов выделения бюджетных средств организациям в виде субсидий. Результаты проведенных мероприятий показывают высокие риски нарушений со стороны получателей и недостаточный контроль со стороны государственных структур.
Среди системных вопросов можно также отметить сложившуюся практику передачи функций государственных органов коммерческим и некоммерческим организациям за плату путем заключения контрактов либо передачу функций подведомственным учреждениям, которые, как правило, самостоятельно данные работы не выполняют, а приобретают соответствующие услуги у сторонних организаций на основании договоров.
В результате реализации данной схемы затруднена возможность финансового контроля за использованием бюджетных средств, а также происходит размывание ответственности за достижение результата, который иногда является сомнительным.
Системные нарушения выявляются и в сфере капитального строительства. При заключении государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ осуществляется передача всего комплекса контрактных обязательств на субподряд. Так может происходить несколько раз. Последним участником цепочки субподрядчиков реальное исполнение работ осуществляется по цене вдвое-четверо ниже цены первоначального контракта. При этом генподрядчик и последующие субподрядчики самостоятельно никаких работ не выполняют, получая за «общую координацию» каждый по 10-15 процентов от суммы контракта, то есть потери в некоторых случаях составляли до 50% от суммы контракта. Практически всегда при реализации данной схемы среди участников исполнения государственного контракта встречаются так называемые фирмы-однодневки.
Отмечу также выявляемое нами отсутствие системности и экономических расчетов при создании обществ и предоставлении бюджетных инвестиций организациям.
Происходит длительное использование финансовых ресурсов в целях извлечения выгоды. Так, в ряде случаев получатели бюджетных средств имеют возможность размещать их на банковских депозитах. Данные факты могут свидетельствовать о том, что денежные средства были предоставлены организациям либо в более ранние сроки, чем необходимо, либо в количестве, превышающем текущую потребность.
Отмечу, что в 2018 году при правительстве Самарской области создана балансовая комиссия, основная цель которой – осуществление контроля деятельности государственных унитарных предприятий и иных юрлиц, создаваемых с участием региона.
Мы как контролирующий орган непосредственно участвуем в заседаниях комиссии, в ходе которых рассматриваются итоги финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, а также вырабатываются рекомендации, направленные на повышение эффективности их работы.
В числе прочего комиссия может рекомендовать провести работы по реорганизации или ликвидации той или иной организации. Безусловно, Счетная палата предоставляет членам балансовой комиссии полные сведения об итогах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении предприятий с участием Самарской области.
Кроме того, нами выявлялись проблемы, характерные для отдельных направлений. Это и частично платное образование, создающее социальную напряженность среди родителей, и отток квалифицированных медицинских кадров в частные медицинские учреждения, созданные с участием государства, что может повлиять на эффективность строительства дорогостоящих объектов государственной собственности, а также нивелирует эффект от государственно-частного партнерства, поскольку экономическую выгоду получают не государство, а частные инвесторы.
Существует дисбаланс в объеме бюджетных инвестиций и иных формах государственной поддержки между отдельными территориями, о чем свидетельствует приоритетное финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунальных сетей, дорог в микрорайонах массовой жилой застройки при наличии объективной потребности в соответствующих объектах как на территории городского округа Самара (историческая часть), так и в муниципальных районах, где подобные объекты либо переполнены, либо требуют модернизации.
Нами также выявляются многочисленные и систематические нарушения в деятельности органов местного самоуправления.
— Счетная палата на законодательном уровне наделена правом выдавать обязательные для исполнения представления. Срок исполнения – 30 дней. Как правило, срок для предоставления ответа соблюдается, но вот к содержанию ответов министерств или учреждений иногда возникает множество нареканий.
Во-первых, несмотря на прямое указание, мало кто представляет документы, подтверждающие совершение предписанных действий.
Во-вторых, содержание ответов формально: вместо реальных действий проводятся совещания, вместо привлечения к ответственности ведется разъяснительная работа.
В настоящее время Счетной палате федеральным законодательством предоставлено право привлекать к административной ответственности за неисполнение представлений. Субъектом ответственности выступает руководитель учреждения или государственного органа.
В настоящее время Счетной палатой внедряется практика рассмотрения результатов исполнения представлений совместно с проверяемыми объектами. Это позволяет повысить уровень взаимодействия Счетной палаты и проверяемых учреждений в части устранения выявленных нарушений и недостатков, а впоследствии и обеспечить высокую эффективность работы по исполнению представлений и снизить количество судебных разбирательств.

Основная задача
— В 2017 году Счетной палатой проведен анализ эффективности использования средств областного бюджета, выделяемых на возмещение понесенных затрат, по результатам которого, в соответствии с предложениями Счетной палаты, органами исполнительной власти Самарской области в настоящее время проводится работа по внесению изменений в порядки предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение понесенных затрат.
Так, министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области проведена оптимизация как количества направлений государственной поддержки исходя из приоритетов развития агропромышленного комплекса Самарской области (в том числе установленных на уровне Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), так и расходов бюджетных средств. Были внесены изменения в ряд постановлений правительства Самарской области, регулирующих предоставление субсидий в сфере сельского хозяйства.
По всем направлениям государственной поддержки в настоящее время установлено условие о возврате полученных средств (части средств) субсидий на возмещение затрат в случае выявления недостоверных сведений в документах, представленных получателями, а также недостижения показателей результативности.
Кроме того, с каждым получателем государственной поддержки заключается соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, в котором в том числе отражены порядок расчета размера субсидии на возмещение затрат, требования о предоставлении отчетности, закреплены значения показателей результативности.
— Контрольные мероприятия Счетной палаты направлены на выявление объективной картины того, как расходуются и используются региональные ресурсы тем или иным ГРБС, а также подведомственными ему учреждениями. Основная задача Счетной палаты как контролирующего органа – выявить слабые места и выработать рекомендации по их устранению и профилактике, что должно делаться сообща и в сотрудничестве с руководителями министерств.
Безусловно, при наличии отрицательных тенденций мы рекомендуем в том числе пересматривать существующее нормативное регулирование и наказывать виновных лиц, допустивших нарушения. Вся информация о результатах наших проверок доводится до руководства региона и до соответствующих государственных и правоохранительных органов, на основании чего может быть составлена объективная оценка деятельности органов исполнительной власти.
Так, в мае текущего года состоялось расширенное заседание правительства, посвященное вопросам финансового контроля, на котором при участии министров были рассмотрены результаты деятельности Счетной палаты за последние четыре года. В ходе мероприятия под руководством врио губернатора Самарской области Д.И.Азарова были рассмотрены системные проблемы, выявляемые в рамках контрольной деятельности. По результатам совещания был сформирован протокол, который должен стать отправным документом для дальнейшей работы по усилению финансового контроля и повышению эффективности работы всех органов власти.
— Как известно, среди основных принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации – принципы объективности и гласности. В соответствии с ними Счетная палата как институт парламентского контроля должна открыто и непрерывно предоставлять обществу объективную информацию о расходовании бюджетных средств.
Обязательным является, прежде всего, участие депутатского корпуса в рассмотрении отчетов Счетной палаты. В целях выработки совместных решений, повышения эффективности реализации материалов контрольных мероприятий и усиления парламентского контроля результаты контрольных мероприятий рассматриваются совместно с депутатским корпусом в рамках заседаний комитетов Самарской губернской думы. Помимо практики рассмотрения отчетов Счетной палаты на заседаниях профильных комитетов, положительным примером взаимодействия является рассмотрение годовых отчетов о работе органами исполнительной власти. Кроме того, мы регулярно размещаем краткую информацию об основных результатах проведенных мероприятий на официальном сайте Счетной палаты.

Ориентиры госпрограмм
— Проведенные экспертно-аналитические мероприятия и экспертизы нормативных актов показали, что большинство региональных госпрограмм не содержит необходимых и достаточных условий для обеспечения эффективного и устойчивого достижения результата социально-экономического развития региона.
Существующая система нормативных правовых актов не содержит системы оценки усилий (бюджетных средств) для достижения целевого значения результата, отсутствуют какие-либо требования к финансово-экономическому обоснованию целей (задач), мероприятий, конечных и промежуточных результатов госпрограммы.
Мы видим положительную тенденцию приведения содержания государственных программ в соответствие с действующими требованиями, но этот процесс протекает медленно. Поэтому в ближайшей перспективе у Счетной палаты и органов исполнительной власти в данном направлении предстоит большая совместная работа.
В связи с этим мы считаем целесообразным создание в рамках регионального правительства специализированной структуры, осуществляющей координацию деятельности по формированию и реализации госпрограмм и надзор за работой ГРБС в данном направлении. В полномочия данной структуры должно входить обеспечение реализации программного метода и проектного метода управления. За счет наличия необходимых компетенций и независимости от ведомственных интересов данная структура позволит получать объективную информацию об использовании средств, реальных результатах работы ГРБС и повысит управляемость госструктурой за счет сосредоточения грамотных специалистов и централизации управленческих функций (сокращение времени на планирование и реализацию решений, контроль за их внедрением, ответственность).

Приоритеты контроля
— Я возглавляю Счетную палату Самарской области уже четыре года, за это время накоплено значительное количество материалов. Многие темы являются предметом обсуждения с министерствами, главами муниципалитетов. Все могут ошибаться, но ошибки и недостатки нужно исправлять. Зачастую ситуация меняется в лучшую сторону, пусть не быстро и не в полном объеме, но меняется. Избрание государственными структурами в качестве позиции защиты полного отрицания результатов контроля – это тупиковый путь.
Я согласна с мнением председателя Счетной палаты Алексея Леонидовича Кудрина, что проблема сегодня не в том, чтобы найти всех тех, кто что-то нарушил. Это не единственная наша задача. Необходимо настроить работу так, чтобы противодействовать нарушениям и осуществлять определенную профилактику во избежание совершения нарушений. Ключевым фактором сейчас является установление контактов с ГРБС по эффективной реализации результатов наших проверок.
В этом направлении мы планомерно двигаемся, совершенствуем свои методическую и нормативную базы, внедряем процедуры обсуждений результатов проверок и представлений по их итогам с проверяемыми объектами. В этом я солидарна с идеей о необходимости смещения вектора контроля от состязательности к партнерству, от репрессивности к превентивности.
Что касается непосредственно контрольной деятельности, то сегодня одним из приоритетных направлений является стратегический аудит. Он направлен на то, чтобы дать комплексную оценку качества разработки государственных проектов и программ, их реализуемости и результативности. При этом анализ осуществляется на всех стадиях их реализации – от стадии планирования до проведения оценки общественного значимых результатов. Кроме того, согласно стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы, задачей №1 является «содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны», что актуально и на региональном уровне.
— Принципы простые и очень давние: профессионализм, объективность, порядочность.

Полный текст интервью на сайте