Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиНовости

Информация об итогах экспертно-аналитического мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2014-2016 годах и истекшем периоде 2017 года муниципальным образованиям Самарской области (выборочно) для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения»

Счетной палатой Самарской области проведен Анализ использования бюджетных средств, выделенных в 2014-2017 годах на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе мероприятия установлено.

Обеспечение жильём детей-сирот в Самарской области реализуется посредством передачи полномочий муниципальным образованиям. Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет предоставляемых субвенций, а также предусматривается выделение иных межбюджетных трансфертов.

Субвенции местным бюджетам на реализацию государственных полномочий Самарской области по обеспечением жильем детей-сирот выделяются из областного бюджета в рамках отдельной подпрограммы государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» (далее - Государственная программа).

Установлено, что приоритетным способом формирования жилищного фонда для детей-сирот по 14 муниципальным образованиям являлось приобретение жилья на «вторичном» рынке, в 3-х муниципальных образованиях приобретение жилья для детей-сирот на «первичном» рынке не производилось. 

За исследуемый период (2014 год-9 месяцев 2017 года) количество детей-сирот, обеспеченных жильем (с учётом выделения сверх Подпрограммы иных межбюджетных трансфертов в сумме 356,4 млн. рублей), составило 1 908 человек, или 41,2% от значения в соответствии с подпрограммой (4 627 детей-сирот за период 2014 - 2020 годов).

Общее количество детей-сирот, состоящих в очереди по всем муниципальным образованиям, на 01.01.2014 составляло 3 019 человек, на 01.10.2017 - 4 477 человек.

По состоянию на 01.10.2017 не исполнено 1 086 судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений.

По оценке Счетной палаты, для единовременного обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, чьё право на получение жилья по состоянию на 01.10.2017 уже наступило, расчётно необходимо 3 033 119,9 тыс. рублей, для исполнения имеющихся судебных решений - 1 228 634,2 тыс. рублей. При этом Законом Самарской области об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов объём субвенций утверждён только в сумме 1 582 512 тыс. рублей. Таким образом, даже на 1 января 2021 года не будет полностью решена проблема предоставления жилья детям-сиротам, состоящим в настоящее время в сводном списке.

Ежегодный рост количественных показателей численности детей-сирот, имеющих право и не обеспеченных жилыми помещениями, а также объём средств, запланированных на эти цели в бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, свидетельствует о вероятном недостижении ожидаемого результата реализации Подпрограммы - ликвидации очередности на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

С 2013 года постановлениями Правительства Самарской области ежеквартально для всех муниципальных образований устанавливается единая средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений. Отсутствие дифференциации стоимости приводит к нерациональным расходам бюджетных средств, завышению стоимости приобретаемого жилья относительно реальных рыночных цен, сложившихся на конкретной территории, а «новое» жилье в городских округах в целях снижения затрат строится в удаленных районах.

Выездными осмотрами жилых помещений установлены многочисленные нарушения и недостатки, относящиеся как к качественным характеристикам жилья, так и к санитарно-техническим правилам и нормам эксплуатации помещений. Среди типичных типичных недостатков «первичного» жилья - отсутствие вентиляции, повышенная влажность, конденсат на окнах. По «вторичному» жилью - факты приобретения жилых помещений в старых домах (1959-1985 годов постройки) с высокой степенью износа и требующих капитального ремонта. Подобные факты свидетельствуют как о неэффективном использовании бюджетных средств, так и о нарушении прав детей-сирот на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен врио Губернатора Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу, в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, в министерство управления финансами Самарской области, в прокуратуру Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области.