Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиНовости

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования средств областного бюджета, выделяемых на возмещение понесенных затрат»

В рамках проведенного мероприятия определен перечень главных распорядителей средств областного бюджета, предоставлявших субсидии на возмещение затрат в 2015-2016 годах, объемы предоставленных бюджетных средств, а также проанализированы действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий.

В 2015 и 2016 годах субсидии на возмещение затрат предоставляли 15 главных распорядителей средств областного бюджета (далее – ГРБС) из 33. Общая сумма субсидий, предоставленных в 2015 году, составила 5 548,9 млн. рублей, в 2016 году (на момент подготовки ответов соответствующих ГРБС на запрос Счетной палаты, но не позднее 06.10.2016) - 2 743,5 млн. рублей.

Наибольший объем бюджетных средств в качестве субсидий на возмещение затрат предоставлен министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, министерством образования и науки Самарской области, министерством строительства Самарской области.

По результатам анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, а также по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, выявлен ряд проблем, свидетельствующих об уязвимости механизма субсидирования для системных нарушений как с точки зрения недостатков нормативного регулирования, так и с точки зрения рисков реализации указанных нормативных правовых актов.

Среди системных нарушений и недостатков при предоставлении (получении) субсидий можно выделить:

- предоставление недостоверных сведений и документов;

- неправомерное получение субсидий;

- несоответствие получателей критериям предоставления субсидий;

- нарушение условий предоставления и расходования субсидии;

- приобретение товаров, работ и услуг по завышенным ценам;

- закупка товаров, работ и услуг без использования конкурентных процедур;

- систематическое выступление в качестве поставщиков/подрядчиков лиц, связанных с учредителями, должностными лицами получателя субсидии;

- приобретение товаров, работ, услуг худшего качества или меньшего количества без изменения либо с увеличением объем возмещаемых расходов;

- непринятие действенных и достаточных мер к снижению объема расходов областного бюджета;

-прекращение деятельности после получения субсидий без возврата средств государственной поддержки с сохранением за собой просубсидированного оборудования;

- наличие  задолженности по налогам, взыскиваемой в принудительном порядке, а также непредставление налоговой отчетности более 1 года;

- нецелевое использование приобретенного оборудования;

- оплата невыполненных работ при строительстве и реконструкции объектов;

- участие фирм-«однодневок» при расходовании субсидий;

- использование схем с участием организаций-посредников, самостоятельно не осуществлявших выполнение работ;

- невозврат субсидий (грантов), не использованных по целевому назначению;

- упреждающее финансирование (авансирование), а не возмещение понесенных затрат;

- неправомерное возмещение затрат на основании первичных учетных документов, не подлежащих принятию к бухгалтерскому учету;

- несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ.

Помимо выявляемых нарушений и недостатков, необходимо отметить отдельные положительные моменты. Так, часть порядков содержит условия о предварительной проверке достоверности документов путем сверки их с оригиналами и направления запросов контрагентам, что позволяет исключить часть случаев неправомерного получения субсидий. Часть порядков определяет предельные размеры субсидий, устанавливает предельные размеры возмещаемых затрат, подробные порядки определения размеров субсидий, что может рассматриваться как нормирование соответствующих затрат и позволит минимизировать завышение цен.

Частью порядков устанавлено, что субсидия подлежит взысканию в областной бюджет в безакцептном и бесспорном порядке в случае невыполнения организацией требований о возврате субсидии, а также в случае выявления нарушений в ходе проведения ревизий (проверок). Указанные меры способствуют повышению эффективности взыскания средств неправомерно полученных субсидий. Кроме того, отдельными порядками предусмотрено подтверждение возмещаемых затрат с выездом на место специалиста, имеющего профильное образование.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия всем ГРБС, предоставляющим субсидии, Счетной палатой предлагается провести обязательную проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий за период с 2015 года по истекший период 2017 года, для последующего принятия меры по взысканию субсидий в случаях, предусмотренных порядками предоставления субсидий.

Кроме того, предлагается проанализировать действующие порядки предоставления субсидий, принять меры по внесению изменений в них с целью устранения и предупреждения нарушений и недостатков, в том числе с учетом имеющегося положительного опыта других ГРБС и опыта других субъектов РФ.

Счетная палата предлагает повторно рассмотреть возможность сокращения количества и объемов предоставляемых субсидий на возмещение затрат. Данный механизм должен стать исключением, объективно подтверждаться невозможностью использования более прозрачных и ясных способов расходования средств (финансирование мероприятий осуществлять через органы государственной власти либо государственные учреждения в виде закупок для государственных нужд).

Отсутствие надлежащего обоснования планируемых расходов ведет к завышению объемов финансирования, предусмотренных государственными программами и, как следствие, к резервированию бюджетных средств, а также к их неэффективному использованию.  В связи с чем представляется целесообразным ГРБС при планировании расходов на возмещение понесенных затрат обеспечить проведение мониторинга с целью выбора оптимальной средней цены на товары, работы, услуги, подлежащие субсидированию.

Выполнение данных предложений приведет к обеспечению сбалансированности областного бюджета и повышению эффективности использования бюджетных средств.