Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиНовости

Информация о контрольных мероприятиях, проводимых в отношении Счетной палаты Самарской области

Финансово-хозяйственная деятельность Счетной палаты Самарской области (далее – Счетная палата) за 2014 и истекший период 2015 года явилась предметом пристального внимания службы государственного финансового контроля Самарской области (далее – ГФК), которой с 09.07.2015 по 09.08.2015 проведена проверка закупок Счетной палаты.

В качестве одного из основополагающих направлений деятельности ГФК в своих публикациях описывает риск-ориентированное планирование, предполагающее, что объекты контроля отбираются на основе ранее выявленных рисков совершения нарушений, либо на основании значительного объема закупок.

Следует отметить, что финансово-хозяйственная деятельность Счетной палаты ограничена бюджетной сметой, предусматривающей средства на зарплату сотрудников и закупку продукции и услуг, обеспечивающих ее текущую деятельность. Более того, объем расходов на данные закупки по сравнению с органами исполнительной власти Самарской области является одним из самых низких.

В этой связи сложно объяснить, почему ГФК, при наличии органов исполнительной власти Самарской области, которые помимо закупок для собственных нужд осуществляют закупки для реализации мероприятий государственных программ на десятки и сотни миллионов рублей, в качестве объекта проверки в сфере закупок выбрал именно Счетную палату.

Согласно плану проверок ГФК законодательства о контрактной системе на второе полугодие 2015 года основанием проведения вышеуказанной проверки является ч.3 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ, т.е. проверка соблюдения процедур закупок.

В период проведения проверки закупок должностными лицами ГФК незаконно осуществлялись действия, в том числе запрашивались документы, по направлениям контроля, предусмотренным ч. 8 ст. 99 указанного Федерального закона (далее - проверка расходов), то есть за рамками предмета проверки закупок.

В ходе проверки ГФК были выявлены незначительные процедурные нарушения технического характера. Счетной палате были вынесены предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Стоит отметить, что нарушение Счетной палатой процедурных моментов обусловлено тем, что при размещении отчетов о проведенных закупках сотрудники руководствовались официальными разъяснениями Минэкономразвития РФ. Вместе с тем, по указанному вопросу также имеются разъяснения Минэкономразвития РФ, поддерживающие иную позицию. В целях установления правовой определенности и выработки единой для заказчиков правовой позиции по данному вопросу Счетной палатой принято решение обратиться в Ленинский районный суд г. Самары.

При оценке масштаба «выявленных» ГФК нарушений полагаем необходимым руководствоваться не только процентными, но и номинальными значениями. Так, 120%-е завышение стоимости приобретенной цветочной продукции составило 16 200 руб., 15%-е завышение стоимости бумаги составило 12 800 руб., 14%-е завышение стоимости аренды судна составило 12 150 рублей, завышение цены приобретаемого бензина на 3,5 руб. в общем объеме составило 11 400 руб. Расходы на химчистку салонов автомобилей Счетной палатой не осуществлялись. Доводы о завышении стоимости работ по ремонту кровли также не обоснованы, поскольку рассмотрение и оценка расходов на выполнение указанных работ относятся к исключительным полномочиям Самарской Губернской Думы (далее – Дума), а не ГФК. Кроме того, имеется подтверждение ГУП СО «Стройконтроль», что стоимость государственного контракта по ремонту кровли и представленная документация полностью соответствует нормативным требованиям.

В этой связи необходимо обратить внимание на то, что в документах, которыми ГФК руководствуется при проведении контрольных мероприятий, отсутствует механизм осуществления мониторинга цен на закупаемые товары, работы и услуги. В акте проверки ГФК отсутствует информация об источниках информации, которой должностные лица пользовались при мониторинге цен (за исключением Самарастат), не представлено ни одного документа в подтверждение проведенного мониторинга, а также отсутствует информация о том, каким образом учитывались конкретные условия осуществления закупок и по каким критериям «сопоставимости» и «аналогичности» сравнивались закупки Счетной палаты, то есть  присутствуют элементы субъективизма.

Важно подчеркнуть, что примененный ГФК при проверке закупок подход, выразившийся в выходе за пределы предмета контрольного мероприятия в части оценки использования Счетной палатой бюджетных средств и имущества, в последствии признан судом незаконным.

Таким образом, сумма «выявленных» нарушений составила 52 550 руб., или 0,34% от расходов на закупку товаров, работ, услуг на обеспечение деятельности Счетной палаты в проверяемом периоде.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ деятельность контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации может быть проверена только региональным парламентом. Кроме того, Законом Самарской области № 86-ГД установлено, что для проведения контроля за использованием Счетной палатой средств областного бюджета и имущества Думой издается соответствующее постановление и образуется временная комиссия.

Счетная палата Российской Федерации, правовая комиссия Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации, Дума, Департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области также придерживаются позиции о незаконности проверки Счетной палаты без соответствующего решения законодательного (представительного) органа.

В Самарской области проведение ГФК проверок расходов регламентировано Постановлением Правительства Самарской области № 748, которым предусмотрено обязательное оформление и предъявление руководителю объекта контроля распоряжения о проведении контрольного мероприятия. Такое распоряжение при проведении проверки закупок предъявлено не было.

Счетная палата информировала сотрудников ГФК о неправомерности их действий и готовности представить проверяющим документы при условии предъявления распоряжения о проведении проверки расходов и соответствующего постановления Думы. Позиция авторитетных государственных органов о незаконности проверки также доводилась до сведения ГФК.

Только 21.07.2015 после неоднократных указаний на отсутствие у сотрудников ГФК правовых оснований проверяющим ведомством было принято соответствующее распоряжение. При этом проверка, в нарушение законодательства,  по-прежнему реализовывалась в отсутствие постановления Думы.

Счетная палата, не ставя перед собой цель вынесения конфликта в публичную плоскость, принимала исчерпывающие меры по урегулированию вопроса, предлагая дождаться официальной позиции заинтересованных органов. 

Несмотря на приложенные Счетной палатой усилия по урегулированию разногласий в досудебном порядке, ГФК 20.08.2015 было вынесено предписание Счетной палате об устранении обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки расходов.

Неисполнение данного предписания могло повлечь применение в отношении Счетной палаты административных санкций, в то время как его исполнение, то есть предоставление сотрудникам ГФК документов и сведений в отсутствие постановления Думы, противоречило бы требованиям Закона Самарской области № 86-ГД.

Принимая во внимание сжатые сроки, отведенные на исполнение предписания, единственным выходом из сложившейся ситуации для Счетной палаты стало обжалование 28.08.2015 предписания в судебном порядке. Поддерживая позицию региональной Счетной палаты, заинтересованной стороной судебного разбирательства выступала Счетная палата Российской Федерации.

Обратим внимание, что впоследствии решением областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции от 16.09.2015 руководителям органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений были даны справедливые рекомендации о необходимости активного использования механизма досудебного разбирательства, а также рекомендовано заблаговременно информировать первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области о намерениях обжалования в судебном порядке решений контролирующих органов.

По нашему мнению, сам факт принятия решения о проведении контрольных действий одним органом государственного финансового контроля в отношении другого органа с аналогичными функциями, создает предпосылки для негативной оценки работы системы финансового контроля в регионе со стороны общественности. Это также может свидетельствовать о недопустимой конкуренции между исполнительной властью в лице ГФК и Счетной палатой как органом внешнего (парламентского) контроля.

Тем не менее, Решением Ленинского районного суда г. Самары от 25.09.2015  действия ГФК признаны незаконными, незаконными признаны и распоряжения о проведении проверки, а также предписания, вынесенные по ее результатам.

Важно отметить, что по результатам судебного разбирательства и на основании допущенных в ходе проверки нарушений, ГФК в целях уточнения своих полномочий, подготовлен Проект нормативного правового акта, вносящего изменения в ранее упомянутое Постановление Правительства Самарской области № 748, определяющего  порядок осуществления ГФК контрольных мероприятий. По своей сути, вносимые изменения являются прямой реакцией на законное решение суда в отношении неправомерности проведения ГФК проверки деятельности Счетной палаты. В отношении данного проекта НПА на официальном сайте ГФК содержится информация, что «Счетная палата Самарской области намеренно вводит в заблуждение  общественность», указывая, что разработанный проект НПА ограничивает полномочия и возможности ГФК. Считаем необходимым сообщить, что Счетная палата не имеет отношения к публикациям СМИ, самостоятельно трактующим  нормы закона.

По имеющейся информации, на указанный проект постановления уже получено отрицательное заключение Главного правового управления Администрации Губернатора Самарской области.

Не исключено, что ГФК будет обжаловать решение суда в апелляционном порядке.

Дополнительная информация о статусе судебного разбирательства будет освещаться на официальном сайте Счетной палаты Самарской области.