Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиСМИ о Счетной палате

Андреев наказал жить в долг

Счетная палата обратила внимание на высокую зависимость Тольятти от коммерческих кредитов

Областная Счетная палата обратила внимание властей региона на высокий уровень долговой нагрузки Тольятти. Аудиторы проверяли деятель­ность муниципальных властей в 2015-2016 гг. В своей публика­ции они не раскрыли конкрет­ные цифры, но по данным из от­крытых источников видно, что муниципалитет систематически планирует взять в долг больше, чем получает сам. Тренд был за­дан и на 2017 год.

Согласно первой редакции бюджета Тольятти на 2017-2019 гг., доходы бюджета Тольятти в этом году должны были соста­вить 6,14 млрд рублей, а при­влечь у кредитных организаций планировалось 8,3 млрд - на 35% больше, чем составляли на тот момент все доходы муниципа­литета. Формировавшая этот бюджет команда Сергея Ан­дреева (которому не пришлось бы исполнять этот финансовый план, как было ясно уже тогда) запланировала погасить в те­чение года пусть не всю сумму, но львиную ее долю - 7,68 млрд. Бюджетных кредитов Тольятти планирует привлечь всего лишь 520,9 млн с погашением всей суммы до конца года.

Очевидно, гасить долги го­род будет за счет субвенций из вышестоящих бюджетов, а также стимулируя изо всех сил собственные доходы. Во всяком случае доходная часть бюджета выросла почти в два раза - до 11,48 млрд рублей - уже в мар­те, когда стартовал конкурс на сити-менеджера. Как известно, Сергей Андреев участвовать в этом конкурсе не стал.

Сходной кредитной политики город придерживался и в про­шлые годы, хотя жить в кредит тогда все-таки старался меньше. Так, на 2016 год Тольятти пла­нировал набрать коммерческих кредитов на 7,1 млрд при доходах в 6,73 млрд, бюджетных креди­тов - 696,2 млн рублей. Погасить в текущем году соответственно 6,48 млрд и 526,3 млн.

В Самаре долговая нагрузка сопоставима с тольяттинской в абсолютных цифрах, но не в процентах. Кроме того, город больше рассчитывает на более дешевые бюджетные кредиты. Так, в этом году, согласно пер­вой редакции бюджета, доход был запланирован в 13,675 млрд рублей. От кредитных органи­заций областной центр плани­рует привлечь 8,019 млрд ру­блей (менее 59% от доходной части), погасить - 7,82 млрд. По линии бюджетных креди­тов суммы заметно выше, чем в Тольятти. Более того, задан тренд на сокращение нагруз­ки: если привлечь планируется 1,14 млрд рублей, то погасить - уже 1,34 млрд.

Аудиторы в своем отчете рас­критиковали именно тот факт, что привлеченные заимствова­ния на 90% состоят из кредитов коммерческих банков, на кото­рые задано 98,5% в обслужива­нии муниципального долга. По мнению проверяющих, столь высокие расходы ограничивают возможности социально значи­мых расходов. В частности, ау­диторы заметили, что обслужи­вание долговых обязательств в 2015 году в 6 раз превысило расходы на программу «Семья и дети Тольятти», в 4 раза - на программу благоустройства Тольятти. Более того, муници­палитет потратился на компен­сацию лицам, пострадавшим на финансовом и фондовом рын­ках РФ, хотя это не относится к его полномочиям. Равно как и предоставление муниципальных гарантий без права регрессного требования прибыльным ком­мерческим организациям.

Разбираться с полученными данными теперь будут в област­ном правительстве, куда направ­лены результаты проверки.

Источник: Самарское обозрение, №35(1571) от 05.06.2017