Версия сайта для слабовидящих

Анализ соблюдения законодательства при размещении временно свободных средств бюджета ТФОМС на депозитах в кредитных организациях в 2018, 2019 годах и истекшем периоде 2020 года

Счетной палатой Самарской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу соблюдения законодательства при размещении временно свободных средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее – ТФОМС, Территориальный фонд) на депозитах в кредитных организациях в 2018, 2019 годах и истекшем периоде 2020 года (*).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

Размещение временно свободных средств в исследуемом периоде осуществлялось Территориальным фондом на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2010 №1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования», которым установлены правила и условия размещения временно свободных средств территориальных фондов ОМС (далее — Правила).

Оценка соблюдения Территориальным фондом законодательства при размещении временно свободных средств на банковских депозитах в кредитных организациях показала, что размер временно свободных средств бюджета определялся в соответствии с Правилами без нарушений, условия размещения временно свободных средств соблюдены. Кредитные организации, в которых размещались временно свободные средства ТФОМС на банковские депозиты, на дату проведения отбора заявок соответствовали требованиям, установленным Правилами, лимит размещения средств для каждой кредитной организации, в которой предполагалось размещение временно свободных средств ТФОМС на банковские депозиты, рассчитывался в соответствии с требованиями, установленными Правилами.

В ходе мероприятия отмечено, что отдельный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения отбора заявок кредитных организаций (кроме Правил), на федеральном уровне не принят, в связи с чем Территориальным фондом ежегодно утверждается План мероприятий, предусматривающий регламент действий по размещению временно свободных средств на депозиты в кредитных учреждениях, ответственных исполнителей и срок исполнения.

Оценить соблюдение Территориальным фондом требований Правил и условий, предусмотренных Планом мероприятий, в части своевременности размещения информации о дате проведения отбора заявок и параметрах размещения на своем сайте в сети Интернет и самого факта размещения соответствующей информации не представляется возможным, так как архив информации о параметрах размещения ТФОМС временно свободных средств в 2018 и 2019 годах на официальном сайте Территориального фонда в сети Интернет отсутствует. Таким образом Территориальным фондом не обеспечена открытость и прозрачность информации.

В ходе мероприятия установлено, что в нарушение требований, установленных Правилами, Территориальным фондом не ведется журнал регистрации заявок кредитных организаций, следовательно, оценить своевременность (установить время) поступления заявок кредитных организаций в ТФОМС (до 17 часов по местному времени) не представляется возможным, в связи с чем усматриваются предпосылки для создания коррупционных рисков в Территориальном фонде.

На официальном сайте Территориального фонда в сети Интернет отсутствует информация о значениях процентной ставки отсечения за 2018 и 2019 годы, что не позволяет оценить соблюдение требований Правил в части установления времени значения процентной ставки отсечения, факта и своевременности размещения на своем сайте в сети Интернет информации о ставке отсечения.

В исследуемом периоде ТФОМС размещал временно свободные денежные средства путем отбора заявок кредитных организаций на краткосрочные банковские депозиты с обязательным условием досрочного возврата (части суммы) депозита по требованию Территориального фонда.

В 2018 году Территориальным фондом проведено 3 конкурса по размещению временно свободных средств, в 2019 году — 2 конкурса. В 2020 году (по состоянию на 01.06.2020) конкурсы не проводились, временно свободные средства бюджета ТФОМС не размещались.

В рамках экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в соответствии с Правилами договоры заключены по указанным в заявках кредитных организаций процентным ставкам, которые не ниже ставки отсечения, установленной Территориальным фондом. Сроки заключения с кредитными организациями договоров банковского депозита соблюдены.

Суммы депозита перечислялись Территориальным фондом на корреспондентские счета кредитных организаций в Центральном банке РФ своевременно, нарушений не установлено.

Всего на депозитных счетах кредитных организаций в 2018 и 2019 годах ТФОМС было размещено 700,0 млн. рублей, проценты от размещения составили 4,8 млн. рублей.

Проценты выплачивались кредитными организациями в соответствии с условиями заключенных договоров, возврат средств осуществлен банками в полном объеме.

Полученные доходы от размещения временно свободных средств в проверяемом периоде направлены Территориальным фондом на финансирование территориальной программы ОМС.

В ходе мероприятия Счетной палатой Самарской области отмечено, что в случае отзыва у банка лицензии, существует риск невозврата временно свободных денежных средств Территориального фонда, размещенных на банковские депозиты, и, как следствие, невозврат средств, предусмотренных на финансовое обеспечение оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.

Проверкой организации учета доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС и их отражения в бюджетной отчетности нарушений не установлено.

Как показал анализ, наблюдается тенденция ежегодного снижения прогноза объемов доходов (и фактического их исполнения) от размещения Территориальным фондом временно свободных средств в среднем на 30,9%.

Установленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия нарушения и недостатки свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны Территориального фонда за соблюдением требований, установленных Правилами и Планом мероприятий.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия направлено информационное письмо в Территориальный фонд с рекомендациями по устранению выявленных нарушений.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.


* Пункт плана работы Счетной палаты Самарской области на 2020 год №2.30.



Вернуться на предыдущую страницу