Версия сайта для слабовидящих

Анализ расходования средств областного бюджета, выделенных в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года на реализацию полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Счетной палатой Самарской области проведен анализ расходования средств областного бюджета, выделенных в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года на реализацию полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Финансирование мероприятий по обеспечению детей-сирот жильем предусмотрено подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Подпрограмма) государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года. Ответственным исполнителем Подпрограммы является министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Министерство), участниками Подпрограммы – органы местного самоуправления Самарской области.

В связи с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, у местных бюджетов возникают дополнительные расходы в период после приобретения в муниципальную собственность жилых помещений детям-сиротам (специализированный жилищный фонд) до приватизации этих помещений (перехода права собственности). Только за 2018-2019 годы расходы муниципальных образований, связанные с содержанием специализированного жилищного фонда для детей-сирот (ремонт квартир, ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и т.п.) составили свыше 14 млн. рублей. 

В ходе мероприятия установлено, что в нарушение Жилищного кодекса РФ в г.о. Жигулевск, г.о. Кинель, м.р. Безенчукский, м.р. Нефтегорский, м.р. Похвистневский, м.р. Сергиевский, м.р. Челно-Вершинский и м.р. Шигонский не определен порядок предоставления жилых помещений для детей-сирот.

Общая сумма бюджетных средств, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот за 2018-2019 годы, составила 1 664 388 тыс. рублей, в том числе:
- субвенции в рамках Подпрограммы - 1 032 107 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 185 693 тыс. рублей,
- иные межбюджетные трансферты - 632 281 тыс. рублей.

Количество обеспеченных жильем детей-сирот за 2018-2019 годы составило 1 322 человека, в том числе:
- в рамках Подпрограммы – 818 чел.,
- за счет иных межбюджетных трансфертов – 504 чел.

За период с 01.10.2017 по 01.03.2020 в Самарской области приобретено 1680 ед. жилых помещений для детей-сирот, из них: в новых (построенных) домах («первичное» жилье) – 1 250 квартир (74,4%) и «вторичное» жилье – 430 квартир (25,6%).

Принятие в 2018 году дифференцированной стоимости жилого помещения в разрезе каждого муниципального образования Самарской области позволило органам местного самоуправления приобретать квартиры для обеспечения детей-сирот жильем по стоимости приближенной к рыночной.

По оценке Счетной палаты, для единовременного обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, не реализовавших право на получение жилого помещения, по состоянию на 01.01.2020 (2 475 чел.) необходимо порядка 3 351,5 млн. рублей.

Темпы роста общей численности детей-сирот, состоящих в очереди на получение жилья, имеют устойчивую тенденцию к ежегодному увеличению. Общая численность детей-сирот, состоящих в очереди на получения жилья, на 01.01.2018 составила 4 504 человека, на 01.01.2019 – 4 718 человек, на 01.01.2020 – 5 003 человека.
Ежегодный рост общей численности детей-сирот, состоящих на учете, обусловлен увеличением числа детей-сирот в возрасте от 14 до 18 лет.

С 2014 по 2017 годы общая численность детей-сирот, чье право на получение жилья наступило на отчетную дату, имела тенденцию к увеличению. Однако с 2018 года наблюдается уменьшение указанного числа детей-сирот: с 2 689 человек по состоянию на 01.01.2017 до 2 475 человек по состоянию на 01.01.2020 (на 214 человек или 8%).

Срок ожидания жилья детьми-сиротами в Самарской области за анализируемый период 2018-2019 годов составил в среднем 3 года (по Российской Федерации срок ожидания жилья составляет в среднем около 7 лет).

По расчетам Счетной палаты, в случае выделения средств областного бюджета только в соответствии с суммами, указанными в Соглашениях за 2018-2019 годы (286 367,7 тыс. рублей), было бы обеспечено лишь 228 детей-сирот (в 6 раз меньше фактического количества). Как следствие, срок ожидания в очереди увеличился бы в среднем на 5-6 лет, общая численность детей-сирот в сводном списке возросла бы на 1 094 ребенка.

Установлено, что фактические показатели Подпрограммы «количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений с использованием бюджетных средств» за 2018 год выполнены на 118,6% (обеспечено жильем на 85 чел. больше плана). За 2019 год исполнение составило 71,2% (обеспечено жильем на 112 чел. меньше плана). 

По результатам экспертно-аналитического мероприятия в адрес министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области направлено информационное письмо с предложениями, а также информационные письма направлены главам восьми муниципальных образований Самарской области (г.о. Жигулевск, г.о. Кинель, м.р. Безенчукский, м.р. Нефтегорский, м.р. Похвистневский, м.р. Сергиевский, м.р. Челно-Вершинский, м.р. Шигонский).

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу.

Вернуться на предыдущую страницу