Версия сайта для слабовидящих

Анализ отдельных вопросов деятельности министерства спорта Самарской области и учреждений, подведомственных ему за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года

Счетной палатой Самарской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу отдельных вопросов деятельности министерства спорта Самарской области и учреждений, подведомственных ему за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

По итогам 2018 года Самарская область находилась на четвертом месте среди регионов Приволжского федерального округа по уровню расходов бюджета, направляемого на финансирование физической культуры и спорта. При этом расходы областного бюджета практически поровну делятся между расходами на профессиональный спорт и спорт высших достижений. 

Анализ структуры финансирования показал наличие диспропорций при определении приоритетных направлений финансирования, что выражается в оказании финансовой поддержки спорту высших достижений, в том числе профессиональному спорту, а не популяризации массового спорта, который непосредственно направлен на оздоровление нации. 

Анализ структуры источников финансирования сферы физической культуры и спорта Самарской области (далее – ФКИС) свидетельствует о том, что финансирование сферы ФКиС преимущественно осуществляется за счет бюджетных средств. Таким образом, на территории региона недостаточно активно используется механизм привлечения внебюджетных источников, в том числе государственно-частное партнерство.

Установлено, что показатели вовлеченности различных категорий населения в систематические занятия физической культурой и спортом, а также общий уровень обеспеченности спортивными объектами населения региона имеют положительную динамику. 

Наибольшее увеличение количества занимающихся отмечено среди населения трудоспособного возраста и среди граждан старшего возраста.
По состоянию на 01.01.2019 общее количество занимающихся физической культурой и спортом среди граждан пожилого возраста увеличилось более чем в три раза по сравнению с аналогичным показателем 2017 года, среди граждан трудоспособного возраста показатель вырос в 1,5 раза.

Оценка уровня обеспеченности населения Самарской области спортивными объектами в разрезе муниципальных образований позволяет сделать вывод, что муниципальные образования Самарской области имеют существенную дифференциацию по обеспеченности спортивными объектами.

Уровень обеспеченности населения спортивными объектами на территории городских округов ниже регионального значения на 9,6%, при этом городскими округами, имеющими наиболее острую потребность в обеспеченности спортивными объектами, по итогам 2018 года являются г.о. Новокуйбышевск, г.о. Самара и г.о. Сызрань (расчетное значение составляет 28% от нормативной потребности). 

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что мощность, загруженность и эффективность использования спортивных объектов, расположенных на территории муниципальных районов Самарской области, ниже значений аналогичных показателей по городским округам. Уровень обеспеченности населения муниципальных районов спортивными объектами по итогам 2018 года на 30,4% выше регионального показателя, при этом у ряда муниципальных районов наблюдается превышение уровня обеспеченности населения спортивными объектами более 100%.

В ходе мероприятия проведен анализ государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 №683, а также годовых отчетов о ходе ее реализации и оценке эффективности.
По результатам анализа министерством спорта принято решение в течение 2020 года разработать новую редакцию государственной программы по развитию физической культуры и спорта в Самарской области.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ деятельности подведомственных министерству учреждений, осуществляющих спортивную подготовку (в том числе по базовым видам спорта) на территории Самарской области. Учреждения в полной мере не обеспечили выполнение стандартов спортивной подготовки по развиваемым видам спорта в связи с недостаточным финансированием из областного бюджета
Численность спортсменов практически по всем видам спорта, отнесенным к базовым, в 2018 сократилась по сравнению с предыдущим годом.

Анализ обеспеченности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, спортивными объектами показал, что на безвозмездной основе в рамках государственной работы предоставляется 67% недвижимого имущества, что свидетельствует о недостаточной обеспеченности учреждений спортивными объектами. Также 25% спортивных сооружений арендуется школами олимпийского резерва, то есть аналогичных спортивных сооружений, на которых мог бы быть осуществлен спортивный процесс, в собственности Самарской области не имеется, либо они территориально недоступны. 

Кроме того, одной из серьезных проблем в кадровой обеспеченности сферы ФКиС является старение кадрового состава. В анализируемом периоде наиболее быстрый темп прироста имеет показатель численности тренеров в возрастном диапазоне старше 60 лет.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено информационное письмо в министерство спорта Самарской области. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу.


Вернуться на предыдущую страницу