Версия сайта для слабовидящих

Анализ использования средств, выделенных на организацию бесплатного горячего питания школьников и на возмещение затрат юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации школьного питания, связанных с ухудшением ситуации в условиях пандемии

Счетной палатой Самарской области проведен анализ использования средств областного бюджета, выделенных в 2020 году министерству образования и науки Самарской области (далее – министерство) на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в образовательных организациях Самарской области и на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), осуществляющим деятельность по организации питания обучающихся образовательных организаций (ОКВЭД 56.29), связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 2.36 плана работы на 2020 год, пункт 2.4 плана работы на 2021 год).

Исследуемый период: 2020 год.

Общий объем средств на обеспечение мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях Самарской области, в 2020 году составил всего 622,9 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета 404,9 млн. рублей, средства областного бюджета 218,0 млн. рублей.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия отмечена различность значений количества образовательных учреждений Самарской области, планируемых к обеспечению в рамках «дорожной карты» по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, и фактически обеспечиваемых однократным горячим питанием, что приводит к необъективной оценке обеспеченности обучающихся с 1 по 4 классы. Прогнозное значение целевого показателя «Количество и доля (%) обучающихся 1-4 классов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, обеспеченных бесплатным горячим питанием» в рамках «дорожной карты» в 2020 году, нуждается в корректировке в части уточнения количества образовательных учреждений. По состоянию на 31.12.2020 соответствующие изменения в «дорожную карту» министерством не внесены.

Установлено, что полноценная система обоснования финансово-экономической составляющей стоимости питания для обучающихся с 1 по 4 классы на территории Самарской области отсутствует.

Необъективное установление министерством стоимости бесплатного горячего питания обучающихся привело к неполному освоению бюджетных средств. Неиспользованный остаток бюджетных средств по итогам 2020 года в общем объеме составил 45,4 млн. рублей, из них 15,9 млн. рублей – средства областного бюджета, 29,5 млн. рублей – средства федерального бюджета.

Данный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении бюджетных полномочий министерством в части планирования соответствующих расходов бюджета и составления обоснования бюджетных ассигнований в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В результате экспертно-аналитического мероприятия (в том числе в результате выездных мероприятий) установлено, что в отдельных образовательных учреждениях региона расписание звонков составлено не в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, т.е. не предусмотрены 20-минутные перемены для организации горячего питания 1-4 классов. Время перемены для получения завтрака учащимися 1-4 классов составляет 10-15 минут.

Анализ технических и инфраструктурных условий для организации горячего питания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Самарской области показал, что, несмотря на имеющиеся проблемы с капитальным ремонтом пищеблоков части образовательных учреждений Самарской области на 01.11.2020, основная функциональная задача по обеспечению питания обучающихся в образовательных учреждениях выполняется. При этом существует необходимость комплексной модернизации технической инфраструктуры образовательных учреждений области в целях обеспечения питанием, учитывая особенности разделения ответственности за соблюдением норм санитарного законодательства между образовательной организацией, органами местного самоуправления, организаторами питания обучающихся, основанные на положениях действующего законодательства.

В ходе анализа использования средств областного бюджета, предоставленных в части возмещения затрат юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), осуществляющим деятельность по организации питания обучающихся образовательных организаций, выявлены факты несвоевременной выплаты заработной платы работникам трех из шести организаций, являющихся получателями субсидии: просрочка выплат составляла от 1 до 7 дней.

Региональные меры поддержки в виде субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), осуществляющим деятельность по организации питания обучающихся образовательных организаций (ОКВЭД 56.29), в целях частичного возмещения затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года, получили лишь 6 из 42 организаций на общую сумму 27,5 млн. рублей.

Таким образом, субсидирование осуществлено узкому кругу получателей, в то время как ухудшение ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции оказало негативное влияние на деятельность всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации питания обучающихся образовательных организаций Самарской области. Данное обстоятельство обусловлено ограниченным объемом бюджетных средств, предусмотренным в целях частичного возмещения затрат, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 года.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия направлены информационные письма в министерство образования и науки Самарской области, в Государственную инспекцию труда в Самарской области.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу.

Вернуться на предыдущую страницу