Версия сайта для слабовидящих

Анализ использования средств областного бюджета, выделенных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области в рамках НП «Демография»

Счетной палатой Самарской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу использования средств областного бюджета, выделенных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области в рамках национального проекта «Демография» на предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

Меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, предусмотрены региональным проектом «Финансовая поддержка семей при рождении детей», реализуемым в рамках национального проекта «Демография». В целом региональный проект соответствует федеральному проекту и предусматривает достижение показателя суммарного коэффициента рождаемости. Показатели суммарного коэффициента рождаемости, установленные для Самарской области по годам реализации проекта, установлены в меньшем размере, чем по Российской Федерации. Так, в 2019 году суммарный коэффициент рождаемости для Самарской области установлен в размере 1,538, для Российской Федерации - 1,63.

Для достижения установленного показателя в региональный проект включены 6 мер поддержки семей с детьми, которые действовали на территории Самарской области и до начала реализации регионального проекта. Фактический суммарный коэффициент рождаемости на территории Самарской области за 2019 год на момент реализации мероприятия не определен и по итогам 2018 года составил 1,51. Существует риск недостижения показателя, т.к. согласно предварительным данным в Самарской области отмечен спад рождаемости на 10% по сравнению с уровнем 2018 года.

В государственной программе Самарской области, реализующей меры социальной поддержки семей с детьми, показатель суммарного коэффициента рождаемости не предусмотрен. 

Отдельные планируемые результаты, предусмотренные паспортом регионального проекта, в 2019 году значительно ниже их фактического исполнения, а также ниже результатов 2018 года по численности получателей:
- ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - в 2,5 раза;
- семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей - в 3 раза;
- ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет - в 8,5 раз.

При явном превышении численности получателей в течение года изменения в паспорт регионального проекта не вносились.

Наибольшее число жалоб населения связано с отсутствием доступной и полной информации по условиям получения выплат, что подтверждается проведёнными осмотрами помещений, предназначенных для приема граждан. В ходе осмотров установлено отсутствие в полном объеме информации, обязательной к размещению. При этом в 2019 году подготовлено 914 информационных материалов при запланированном количестве 174, что свидетельствует о перевыполнении результата по информированию граждан о мерах социальной поддержки семей с детьми, предусмотренному региональным проектом. 

В ходе экспертно-аналитического мероприятия подтверждено наличие большого числа жалоб населения, связанных с требованием излишних документов от заявителей.

Установлено отсутствие в ряде случаев эффективного межведомственного взаимодействия между органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления в части обмена и использования информации, в связи с чем возникают переплаты, которые приводят к дополнительной работе по их взысканию, в том числе путем судебного делопроизводства. 

Установлены недостатки административных регламентов, в том числе в части требования от заявителя документов, не включенных Законом Самарской области от 16.07.2004 №122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в перечень необходимых для назначения пособия, отсутствие требования к получателям, которые являются определяющими для назначения пособия, например, в части обязательного обучения в профессиональной образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, и другие.

Выявлены факты неправомерных выплат, а также недоплат, свидетельствующие о недостаточно отлаженной системе автоматического (программного) контроля условий назначения и осуществления выплат.

Анализом предоставления семьям с детьми при рождении или усыновлении третьего и последующих детей единовременной выплаты в размере 100 тыс. рублей (семейного капитала) для возмещения фактических, ранее произведенных расходов, выявлены факты, имеющие признаки осуществления выплат на основании недостоверных кассовых чеков на приобретение товаров у контрагентов, в отношении которых на основании обращения Счетной палаты организованы мероприятия налогового контроля. 

По указанной выплате также установлены недостатки в нормативно-правовом регулировании, предусмотренном Законом №122-ГД, в частности требование компенсации понесенных расходов заявителем, а не семьей заявителя, ограниченного перечня детских товаров, приобретение которых возможно компенсировать за счет семейного капитала, отсутствие обязательного требования представления заявителем кассовых чеков, невозможности компенсации суммы произведенных заявителями расходов менее 100 тыс. рублей.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой внесены предложения по пересмотру и доработке административных регламентов, а также нормативных правовых документов, регламентирующих порядки предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. 

Информационные письма направлены в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа». Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу и в прокуратуру Самарской области.

Вернуться на предыдущую страницу