Версия сайта для слабовидящих

Анализ эффективности мер,направленных на повышение производительности труда на предприятиях Самарской области в рамках региональной составляющей федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Самарской области»

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер в 2019 году и истекшем периоде 2020 года, направленных на повышение производительности труда на предприятиях Самарской области в рамках реализации региональной составляющей федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Самарской области», входящего в состав национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (пункт 2.5 плана работы на 2020 год)

Счетной палатой Самарской области (далее – Счетная палата) проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности мер  в 2019 году и истекшем периоде 2020 года, направленных на повышение производительности труда  на предприятиях Самарской области в рамках реализации региональной составляющей федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Самарской области», входящего в состав национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (далее - экспертно-аналитическое мероприятие).

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

С 2019 года на территории Самарской области реализуется региональная составляющая федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», входящего в состав национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (далее – региональный проект).

В рамках реализации регионального проекта на территории Самарской области предусмотрено решение одной из задач федерального проекта, а именно «формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях».

В ходе оценки реализации, а также полученных фактических результатов, в том числе в части достижения заявленных целей (показателей) регионального проекта установлено, что паспортом регионального проекта предусмотрено исполнение 7 из 9 целевых показателей, предусмотренных паспортом федерального проекта.

Согласно отчету министерства промышленности и торговли Самарской области (далее - Минпром СО) о ходе реализации регионального проекта на 2019 год от 12.01.2020, цели и целевые показатели, установленные соглашением о реализации регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», заключенным между Автономной некоммерческой организацией «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда (далее – АНО «ФЦК») и Минпромом СО от 14.02.2019 №2019-L2001-1, выполнены на территории Самарской области в полном объеме. По 5-ти из 7-ми целевых показателей процент достижения составил более 110%.

При этом, оценить результат исполнения регионального проекта по итогам 2019 года по целевому показателю «Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям» фактически возможно после получения от Росстата официальной статистической информации о значении показателя, но не ранее 1 ноября 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, отчет о ходе реализации регионального проекта за 2019 год от 12.01.2020 в части достижения значения показателя «Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям», подготовленный Минпромом СО, не может быть достоверным, так как значение указанного показателя за 2019 год может быть рассчитано не ранее 01.11.2020.

Согласно письму Минэкономразвития России от 11.11.2020 №37575-ПЗ/Д29и на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» Росстатом разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №671-р, в том числе в части изменения срока предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям по национальным проектам за 2019 год с 01.11.2020 на 01.02.2021.

В ходе анализа паспорта регионального проекта, размещенного в информационной системе «Электронный бюджет» по состоянию на 31.12.2019, установлено отсутствие информации в части описания применяемой методики расчета по 6-ти из 7-ми целевых показателей, предусмотренных паспортом регионального проекта.

Указанное замечание устранено Минпромом СО в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия, а именно 13.05.2020 Минпромом СО внесены соответствующие изменения в методику расчета показателей в части уточнения порядка расчета показателей.

В ходе определения соответствия фактического срока реализации каждого этапа предмета экспертно-аналитического мероприятия периодам прохождения соответствующих контрольных точек регионального проекта установлено, что по двум результатам регионального проекта контрольные точки не установлены, а именно:

«Вовлечены в число участников проекта крупные и средние предприятия Самарской области»;

«Проведение мероприятия регионального уровня по обмену лучшими практиками и опытом по повышению производительности труда не реже одного раза в 2 года начиная с 2019 г.».

Просрочка выполнения контрольной точки «Предоставлен отчет о выполнении соглашения о предоставлении субсидии юридическому (физическому) лицу» по результату «Создан Региональный центр компетенций» за период с 31.05.2019 по 30.12.2019 фактически составляет 214 календарных дней вместо 15 календарных дней, указанных Минпромом СО в отчете о ходе реализации регионального проекта на 2019 год от 12.01.2020.

Учитывая вышеизложенное, со стороны Минпрома СО отсутствует должный контроль за сроками прохождения (достижения) контрольных точек, что создает риск несвоевременного достижения запланированных результатов регионального проекта на территории Самарской области.

В ходе анализа фактического расходования бюджетных средств на предмет экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

По состоянию на 31.12.2019 согласно отчету Минпрома СО о ходе реализации регионального проекта на 2019 год кассовое исполнение по региональному проекту составило 52 583,87 тыс. рублей (43,3%).

Низкое кассовое исполнение в 2019 году связано с тем, что оплата услуг привлеченных консультантов для работы на предприятиях Самарской области, внедряющих мероприятия региональной составляющей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», в рамках заключенных договоров  2019 года  произведена по факту оказания услуг (исходя из условий договора не ранее 30.06.2020).

По состоянию на 01.10.2020 кассовое исполнение по региональному проекту составило 51 272,8 тыс. рублей (или 77,45%).

В ходе оценки правомерности и эффективности использования средств федерального и областного бюджетов, выделенных получателям субсидий в рамках реализации регионального проекта, установлено:

1. Соглашения от 14.06.2019 №4,  от 29.07.2019 №7 не предусматривают обособление предоставляемой субсидии по отдельным направлениям расходов (статьям), что создает риск перераспределения Получателем субсидии без согласования с Главным распорядителем бюджетных средств по направлениям расходов (статьям) в течение периода действия соглашения о предоставлении субсидии, и, как следствие, их несоответствие финансово-экономическому обоснованию и расчету затрат, направленным в Минпром СО в целях заключения соответствующего соглашения о предоставлении субсидии согласно требованиям пунктам 7, 9, 10 Порядка №1.

2. Численность сотрудников регионального центра компетенций Самарской области (далее - РЦК СО) в 2019 году превысила численность, рекомендованную АНО «ФЦК» Методическими рекомендациями «Формирование региональных центров компетенций в сфере производительности труда в субъекта РФ», утвержденными приказами АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» от 07.11.2019 №2019/1-137 для Самарской области, в части численности сотрудников, реализующих мероприятия национального проекта, на 3 человека (фактическая численность сотрудников РЦК СО по должностям «Руководитель проекта» и «Руководитель РЦК» составляет 9 человек при численности, рекомендованной для Самарской области, в количестве 6 человек).

В ходе анализа реализации мероприятий по привлечению консультантов для работы на предприятиях Самарской области, внедряющих мероприятия региональной составляющей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», установлено, что Положения об отборе  консалтинговых организаций, которые имеют компетенции для оказания консалтинговых услуг при реализации предприятиями-участниками национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», федерального и регионального проектов «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» комплекса мероприятий по достижению целей проекта, утвержденные РЦК СО приказами от 16.09.2019 №16/ОД, от 20.05.2020 №4/РЦК, не предусматривают порядок установления (присвоения) членами комиссии баллов по каждому из четырех критериев при проведении ими соответствующей оценки.

Установить, каким образом членами комиссии может быть обеспечена объективность оценки заявок при отсутствии порядка установления (присвоения) членами комиссии баллов по каждому из четырех критериев, не представляется возможным.

Документы, подтверждающие наличие практического опыта у специалистов и тренеров, привлекаемых участниками конкурсного отбора к оказанию консалтинговых услуг, в РЦК СО отсутствуют.

При отсутствии соответствующих оснований членами Комиссии при проведении вышеуказанного отбора устанавливаются (присваиваются) значения баллов выше 80 единиц по критериям «наличие персонала, имеющего опыт реализации проектов внедрения Бережливого производства, преобразования потоков создания ценности, повышения производительности труда, сокращения потерь / затрат, инструментов бережливого производства (ТРМ, SMED, кайзен и т.д.)» и «наличие персонала, являющихся тренерами, имеющих опыт и способных на основе имеющихся у участника Отбора методических материалов проводить тренинги по тематике Бережливого производства, преобразования потоков создания ценности, повышения производительности труда, сокращения потерь / затрат, инструментов бережливого производства (ТРМ, SMED, кайзен и т.д.)».

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу, информационное письмо о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлено в Прокуратуру Самарской области.

Вернуться на предыдущую страницу