Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности администрирования министерством строительства Самарской области доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в процессе исполнения бюджета в 2016-2018 годах»

Счетной палатой Самарской области проведена проверка эффективности администрирования министерством строительства Самарской области (далее - Министерство) доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в процессе исполнения бюджета в 2016-2018 годах.

Поступления в областной бюджет сформировались за счет трех источников доходов: арендной платы за земли, находящиеся в собственности Самарской области, платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении областных земель и арендных платежей за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Самарской области.

За 2018 год доходы областного бюджета, администрируемые Министерством по рассматриваемым источникам, уменьшились в 1,7 раза по сравнению с уровнем доходов 2017 года. При этом отмечается резкое снижение поступлений платы по соглашениям об установлении сервитутов - с 10,7 млн. рублей в 2017 году до 0,6 млн. рублей в 2018 году или в 18,8 раза, что, согласно пояснениям Министерства, обусловлено истечением срока действия соглашений об установлении сервитутов, расторжением соглашений в связи с окончанием строительства и введением в эксплуатацию объектов, построенных к ЧМ-2018.

Одним из факторов, повлиявших на полноту поступления указанных доходов, явилось неисполнение ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» (далее - учреждение) обязательств по внесению платы за 1 квартал 2018 года по соглашениям об установлении сервитутов от 06.06.2016 в размере 2,3 млн. рублей.

Последствием является рост дебиторской задолженности Министерства. В частности, задолженность по плате за сервитут на 1 января 2019 года по сравнению с показателями 2017 года увеличилась в 337 раз (с 7 тыс. рублей до 2,3 млн. рублей).

Просроченная дебиторская задолженность по арендной плате на 01.01.2019 составила 4,2 млн. рублей, из них 99,8% - задолженность по договору аренды с обществом с ограниченной ответственностью, находящимся в стадии ликвидации с июля 2013 года и не исполнившего обязательства по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Майская, 47.

Установлена несвоевременность принятия мер по ведению исковой работы, что может привести к риску потерь доходов областного бюджета в размере 4,2 млн. рублей в связи с признанием должника банкротом и отсутствием имущества для взыскания.

Допущено необоснованное завышение дебиторской задолженности по доходам от арендных платежей на сумму 0,8 млн. рублей, обусловленное начислением арендной платы и пени за период 2015-2017 годов после расторжения договора аренды в связи с ликвидацией арендатора и исключением его из ЕГРЮЛ, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности Министерства в части сведений о дебиторской задолженности.

Также на достоверность бюджетной отчетности повлияло неправильное применение бюджетной классификации при отражении доходов в виде пени на сумму 0,07 млн. рублей. В нарушение Указаний Минфина России (Приказ от 01.07.2013 №65н) суммы пени по договорам аренды отражались в составе доходов от арендной платы.

Установлено также, что в государственной информационной системе учета объектов недвижимости, земли и аренды (далее ГИС СО «ОНЗА», Система) не обеспечен учет договоров аренды земельных участков, входящих в состав особой экономической зоны; отсутствует интеграция с внешними системами; не создана локальная вычислительная сеть с возможностью подключения внешних станций.

Общий объем средств, израсходованных Министерством на разработку, доработку, сопровождение и развитие Системы, составил 5 млн. рублей и оценивается Счетной палатой как неэффективное использование средств областного бюджета в нарушение принципа, установленного статьей 34 БК РФ.

В связи с передачей в 2015 году полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления, Министерством не рассматривался вопрос о передаче ГИС СО «ОНЗА» в городской округ Самара. В результате профильные департаменты вынуждены были расходовать бюджетные средства на разработку новых информационных систем.

Выявлена проблематика нормативно-правового характера, в части отсутствия административных регламентов предоставления государственных услуг Министерством в сфере использования государственного имущества, а также в части необходимости внесения изменений в Методику прогнозирования поступления доходов, администрируемых Министерством.

Установлено отсутствие взаимодействия Министерства с министерством имущественных отношений Самарской области и акционерным обществом «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» в части информационного обмена по вопросам предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Самарской области.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу. Представление направлено в адрес министерства строительства Самарской области.