Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольных мероприятий в отношении министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

Счетной палатой Самарской области проведены проверки использования средств областного бюджета, предоставленных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (Минлесхоз, Министерство) на обеспечение деятельности за 2016 - 2017 годы и за 9 месяцев 2018 года, и на реализацию государственной программы Самарской области «Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2020 годы» (ГП «Охрана окружающей среды») за 2014 - 2017 годы и за 9 месяцев 2018 года.

Установлено, что за период 2016-2017 годов и 9 месяцев 2018 года общий объем расходов на обеспечение деятельности Министерства составил 347,4 млн. рублей, из которых 91,6% (318,0 млн. рублей) - расходы на оплату труда с начислениями.

На момент проведения контрольного мероприятия штатная численность Министерства составляла 145 единиц, из которых - 18 единиц сотрудников управления государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства (сотрудники управления) в 15 участковых лесничествах.

В нарушение статьи 83 Налогового кодекса РФ Министерством не поставлены на налоговый учет 15 обособленных подразделений по месту нахождения стационарных рабочих мест сотрудников управления. Рабочие места расположены в нежилых помещениях ГКУ СО «Самарские лесничества» без оформленных правоустанавливающих документов.

Сотрудники управления осуществляют функции по координации и контролю за деятельностью подведомственных Минлесхозу учреждений (ГБУ СО «Самаралес», ГКУ СО «Самарские лесничества»), а также функции пожарного и лесного надзора посредством осуществления проверок.

Сравнение нагрузки на 1 сотрудника управления показало ее неравномерность. Например, в 2018 году на 1 специалиста Ново-Буянского, Ставропольского, Самарского лесничеств приходилось более 30 проверок, тогда как по Кинель-Черкасскому, Клявлинскому, Нефтегорскому, Шигонскому лесничествам - менее 8 проверок. При этом расходы на оплату труда составили в Ново-Буянском лесничестве 498 тыс. рублей, а в Клявлинском - 546 тыс. рублей, в Нефтегорском - 567 тыс. рублей. Указанное свидетельствует о целесообразности оптимизации численности и расходов Министерства.

За сотрудниками управления закреплено 26 автомобилей. Установлено, что не проводились обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Журнал регистрации путевых листов в Министерстве не ведется.

В течение проверяемого периода у Министерства имелась просроченная дебиторская задолженность по договорам аренды и купли-продажи лесных участков, штрафам (пеням), которая составляла от 17,4 млн. рублей до 41,9 млн. рублей.

Установлено неотражение просроченной дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности Министерства на 01.01.2017 в сумме 41,9 млн. рублей. В судебном порядке должностное лицо Министерства признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся в искажении бухгалтерской отчетности Министерства.

Субсидии муниципальным образованиям Самарской области в сумме 13,7 млн. рублей предусмотрены в 2014 - 2015 годах на мероприятия по корректировке проектной сметной документации (ПСД) и ликвидации трех техногенных массивов: несанкционированных свалок в г.о. Жигулевск и в м.р. Алексеевский, полигона Узюково в г.о. Тольятти.

Фактические расходы составили 2,8 млн. рублей на корректировку ПСД г.о. Жигулевск и м.р. Алексеевский. Неосвоение средств в сумме 9,7 млн. рублей связано с неисполнением г.о. Тольятти условий соглашений и последующим отказом муниципалитета от предоставления субсидии в связи с отсутствием положительных заключений государственных экспертиз (экологической экспертизы и экспертизы проектной документации).

При наличии разработанной ПСД работы по рекультивации и ликвидации объектов размещения отходов в 2014 - 2018 годах не проводились. Общая сметная стоимость данных работ в ценах 2014 года составляет 440,3 млн. рублей.

В соответствии с изменениями, внесенными в ГП «Охрана окружающей среды» постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2018 №838, проведение работ намечено не ранее 2020 года в случае принятия отдельных постановлений Правительства Самарской области.

Продление сроков реализации мероприятий более чем на 6 лет создает риск увеличения объемов работ, стоимости реализации проектов и дополнительных расходов на актуализацию ПСД, а также нанесения ущерба окружающей среде. При этом размер фактического ущерба от несанкционированной свалки в г.о. Жигулевск (в результате возгорания), причиненного национальному парку «Самарская Лука», по состоянию на 2010 год оценен прокуратурой г.о. Жигулевск в сумме 3,0 млн. рублей.

В нарушение условий соглашений с Минлесхозом 10 органами местного самоуправления (г.о. Самара, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Сызрань, г.о. Чапаевск, г.о. Тольятти, м.р. Волжский, м.р. Нефтегорский, м.р. Сергиевский, м.р. Сызранский, м.р. Кинельский) допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1,1 млн. рублей, выразившееся в расходовании предоставленных субвенций не на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные государственные полномочия, а на организационное обеспечение деятельности (оплата услуг подрядчиков по проведению лабораторных испытаний и экспертиз в рамках государственного экологического надзора).

Субсидии ГБУ Самарской области «Природоохранный центр» на выполнение программных мероприятий составили 92,1 млн. рублей, из которых 3,5 млн. рублей направлены на осуществление контрольно-надзорных мероприятий за объектами водохозяйственного комплекса. В нарушение Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 №498, данные мероприятия, относящиеся к другим государственным программам, неправомерно включены в ГП «Охрана окружающей среды».

За счет ГП «Охрана окружающей среды» в рамках государственного задания ГБУ СО «Природоохранный центр» профинансированы расходы в сумме 13,6 млн. рублей на экологическое просвещение и информирование о состоянии окружающей среды. При этом, в соответствии с Положением о Министерстве, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечение соответствующей информацией органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, организаций и населения относится к задачам Минлесхоза. Соответствующие функции закреплены за структурными подразделениями Министерства и входят в должностные обязанности сотрудников, что свидетельствует о наделении Министерством подведомственного учреждения полномочиями органа государственной власти в части работ по информированию о состоянии окружающей среды без симметричного сокращения функциональных обязанностей должностных лиц Министерства.

В ходе аудита закупок установлены отдельные нарушения и недостатки, свидетельствующие о необходимости повышения эффективности закупочной деятельности Министерства.

Отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу, в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

Представления по итогам контрольных мероприятий направлены в адрес министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.                     

Информация о результатах проверки использования средств областного бюджета, предоставленных Минлесхозу на обеспечение деятельности направлена также в Управление федеральной налоговой службы по Самарской области, в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, в Государственную инспекцию финансового контроля Самарской области.