Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы»»

Счетной палатой Самарской области проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы».

В ходе контрольного мероприятия установлено.

Основные расходы по мероприятиям госпрограммы осуществляются подведомственными министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - Министерство) государственными казенными учреждениями Самарской области - центрами занятости населения (далее - ЦЗН).

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в соответствии с уставами ЦЗН является одним из основных видов деятельности учреждений, однако, в большинстве случаев организация ярмарок производится путем оплаты услуг сторонних организаций. За проверяемый период ЦЗН Самара из 255 ярмарок собственными силами проведено 139 ярмарок (54,5%), ЦЗН Безенчукский - 31% (9 из 29), ЦЗН Хворостянский - 33,9 % (5 из 15).

По мероприятию, связанному с содействием безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения (далее - Содействие в переезде и переселении), государственная услуга за проверяемый период предоставлена 229 гражданам на общую сумму 7,1 млн. рублей. При этом одним из условий получения социальной выплаты при переезде в 2016-2017 годах являлось увольнение получателя с места трудоустройства, что не отвечало целям Государственной программы, направленной на повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов. В январе 2018 года Министерством внесены изменения в Административный регламент в части предоставления документов при переезде: перечень дополнен представлением справки от работодателя о продолжении трудовой деятельности.

В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой проверены сведения о фактическом трудоустройстве получателей социальных выплат на переезд и переселение, по ЦЗН Самары установлено, что сведения о трудоустройстве, содержащиеся в личных делах получателей, подтверждаются представленными от Пенсионного фонда РФ сведениями только по 3-м трудоустроенным гражданам из 33-х.

Контроль Министерства и ЦЗН Самары за фактическим трудоустройством граждан, получивших социальные выплаты на переезд и переселение в другую местность по направлению службы занятости, за проверяемый период не осуществлялся.

Предоставление получателями социальных выплат при переезде и переселении в качестве подтверждения найма жилого помещения документов о праве собственности (распоряжения, владения) наймодателя на жилые помещения не предусмотрено ни Административным регламентом, ни Порядком предоставления средств, утвержденными приказами Министерства, что содержит риски недобросовестного использования социальной выплаты. На основании информации, полученной от УФНС по Самарской области, по Краснодарскому и Камчатскому краям, установлено отсутствие уплаты налога 9-ю арендодателями от сдачи жилого помещения в аренду 11-ти получателям социальной выплаты, что свидетельствует либо о фиктивной сдаче в наем жилого помещения, либо о неуплате арендодателями налога на доходы физических лиц.

Государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - Содействие самозанятости) за проверяемый период предоставлена 4 506 гражданам на сумму 51,0 млн. рублей.

Проверкой установлено неправомерное предоставление ЦЗН Самара социальных выплат шести гражданам, которые в нарушение действующего Порядка самозанятости, утвержденного приказом Министерства, не являлись безработными на момент их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.

Административным регламентом по самозанятости не определены показатели критериев оценки представляемых заявителями бизнес-планов, не предусмотрены способы и механизмы их оценки, на основании которых комиссия выносит решение о предоставлении единовременной финансовой помощи, в связи с чем оценка бизнес-планов комиссией носит субъективный характер.

Министерством не утверждена и не доведена до подведомственных учреждений информация о видах деятельности, являющихся приоритетными для территорий по месту нахождения ЦЗН.

По мероприятию, направленному на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за проверяемый период оказана услуга 978 женщинам на сумму 7,2 млн. рублей.

Согласно Порядку предоставления средств по указанному мероприятию обучение женщин производится однократно в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет по специальностям, востребованным на региональном рынке труда, перечень которых отсутствует. Оценка результативности обучения (например, работа в дальнейшем по полученной профессии) не ведется. Выборочная проверка показала, что в Самаре в 2016 году из 45 обученных 30 женщин и в 2017 году из 22 обученных 18 женщин продолжают работать в организациях, которые предоставили отпуск по уходу за ребенком.

Социальные выплаты по мероприятию, связанному с организацией предпринимательской деятельности гражданами из числа инвалидов в возрасте от 18 до 60 лет, реализующими социальные проекты, предоставлены 3-м получателям, из них ЦЗН Самара - двум получателям на сумму 600,0 тыс. рублей, ЦЗН Тольятти - одному получателю в размере 300,0 тыс. рублей. При этом оценка результата от реализации цели проекта, а также проверка фактического осуществления вида деятельности получателем социальной выплаты Порядком предоставления финансовой помощи не предусмотрены.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.