Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года на реализацию Программ дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Самарской области, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области»

Счётной палатой Самарской области проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программ дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Самарской области, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Самарской области.

Разработка дополнительных мероприятий осуществлена министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - Министерство).

В ходе контрольного мероприятия установлено.

Наличие региональной программы, утверждённой в установленном порядке высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и предусматривающей реализацию мероприятий, являлось одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета. Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Самарской области, как на 2016, так и на 2017 год (далее - ПДМ 2016, ПДМ 2017), утверждены постановлениями Правительства Самарской области не как государственные программы, а в качестве отдельных расходных обязательств Самарской области.

Общий объём расходов в 2016 году составил 458 111,2 тыс. рублей, из них за счёт средств федерального бюджета - 289 058,2 тыс. рублей, в 2017 году - 460 628,6 тыс. рублей, из них за счёт средств федерального бюджета - 437 597,1 тыс. рублей.

Непосредственное предоставление субсидий работодателям на возмещение затрат в рамках программ дополнительных мероприятий осуществлялось подведомственными Министерству государственными казёнными учреждениями Самарской области - центрами занятости населения (далее - ЦЗН).

Установлено неэффективное использование субсидии в сумме 2 245,4 тыс. рублей: расходы на стажировку работников организации были возмещены ЦЗН Самары дважды - по договорам на обучение, уже включающих оплату стажировки, а также произведено возмещение оплаты труда после обучения за период стажировки в организации отдельно.

Анализ предоставления субсидий ПАО «АВТОВАЗ» на оплату труда, материально-техническое обеспечение и обучение работников, находящихся под риском увольнения, показал, что указанные работники временно переводились с основного производства во вновь созданную структуру (дирекцию технической поддержки - Индустриальный парк АВТОВАЗ, производство общественных работ) на не предусмотренную трудовым договором работу, как правило, на нижестоящую должность (профессию), с сохранением прежнего уровня заработной платы. При этом большая часть этих работников в этот период одновременно была направлена на обучение (повышение квалификации).

Таким образом, ПАО «АВТОВАЗ» предоставлены субсидии как на возмещение затрат по оплате труда и МТО работников, находящихся под угрозой увольнения, так и на возмещение затрат на их обучение в тот же период. По мнению Счётной палаты, указанные факты свидетельствуют о недоработках при формировании Порядка предоставления субсидий в рамках реализации мероприятий ПДМ 2017.

Разработанные Министерством порядки предоставления субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, утверждённые постановлениями Правительства Самарской области, имеют ряд замечаний и недостатков.

Так, не определены критерии отнесения работников организаций к категории лиц, находящихся под угрозой увольнения, оценки полноты и достоверности программ развития производства, повышения производительности труда и оптимизации численности персонала, представляемых работодателями в целях получения субсидий, а также не установлена возможность возмещения расходов по фактически осуществляемому трудоустройству лиц пенсионного возраста.

Установлено, что отсутствует утверждённый механизм проверки должностными лицами центров занятости населения представляемых организациями сведений, при этом порядками предусмотрено, что работодатель несет ответственность за их полноту и достоверность в соответствии с действующим законодательством.

Изменения, внесенные в Порядок трудоустройства инвалидов на 2016 год, не имели практического применения в связи с тем, что были утверждены лишь в декабре 2016 года, когда все договоры с работодателями были заключены и субсидии предоставлены.

Показатели программ дополнительных мероприятий оценивают только текущую результативность, достигнутую в отчётном году на регистрируемом рынке труда, но не их долговременные последствия; показатели результативности проведенных мероприятий после окончания периода их реализации не определены.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о наличии неполноты административных процедур и о неисполнении должным образом Министерством возложенных на него бюджетных полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 158, ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу. Информация направлена также в министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.