Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка финансово- хозяйственной деятельности министерства промышленности и технологий Самарской области, а также эффективности выполнения министерством возложенных на него функций в 2015 - 2017 годах»

Счетной палатой Самарской области проведена проверка финансово- хозяйственной деятельности министерства промышленности и технологий Самарской области (далее - Министерство), а также эффективности выполнения министерством возложенных на него функций.

Отчет о контрольном мероприятии утвержден в ходе заседания коллегии Счетной палаты при участии представителей министерства.

В  ходе контрольного мероприятия установлено.

В нарушение Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 №302, положения о структурных подразделениях отсутствуют, что влечет за собой ненадлежащее взаимодействие структурных подразделений при исполнении Министерством бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета. Суммарный объем нарушений при администрировании доходов составил 0,5 млн. рублей.

В 2015-2017 годах Министерство участвовало в реализации 4 государственных программ Самарской области.

По программе «Доступная среда в Самарской области» на 2014 - 2020 годы» по линии Министерства в 2017 году было профинансировано мероприятие «Сохранение специальных рабочих мест для инвалидов» в сумме 12,9 млн. рублей. В рамках мероприятия Министерство предоставило единственную субсидию ООО «Самараавтожгут» на выплату зарплаты для инвалидов. Однако Положением о Министерстве решение задач социальной направленности на Министерство не возложено, полномочиями по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Министерство не наделено. Развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов к компетенции и сфере деятельности Министерства не относится.

По программе «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014 - 2019 годы» финансирование осуществлялось в 2015 году в сумме 11,7 млн. рублей.

Средства направлены на завершение расчетов по государственному контракту за проектно-изыскательские работы в целях рекультивации территории бывшего Средне-Волжского завода химикатов в г. Чапаевск. Результатом работ по контракту являлось получение положительной экспертизы проектной документации и сметной стоимости объекта капитального строительства.

Основная задача, заключающаяся в рекультивации территорий, не реализуется (в том числе и по причинам, не зависящим от Министерства). Программа приостановлена до 2019 года.

Таким образом, значительные затраты на подготовительные мероприятия и этапы по проектированию, без начала работ по физической рекультивации, неоднократное приостановление реализации программы, не свидетельствуют о результативном расходовании бюджетных средств.

Счетной палатой в 2016 году отмечались финансовые риски при реализации программы, которые актуальны и на сегодняшний день. Так, возобновление программы через три года после ее приостановки на этапе проектно-изыскательских работ может потребовать дополнительного финансирования проектных работ, а также удорожания стоимости строительства. В случае прекращения финансирования проекта - неэффективное использование бюджетных средств в объеме фактических вложений, которые составили 808,6 млн. рублей.

Программа «Развитие рынка газомоторного топлива» на 2014 - 2020 годы» профинансирована в сумме 568,9 млн. рублей, в том числе 301,9 млн. рублей - за счет федерального бюджета.

Программа реализовывалась через предоставление субсидий местным бюджетам для софинансирования мероприятий по обновлению парка автомобильной техники. Всего участвовало 9 муниципалитетов, была закуплена 161 единица техники.

В октябре 2015 года 3 муниципалитета (Самара, Тольятти, Сызрань) закупили технику в лизинг. Объем принятых обязательств составил 1 429,5 млн. рублей.

Счетная палата в сентябре 2015 года указывала на наличие финансовых рисков при использовании данной схемы финансирования.

Проверкой УФК по Самарской области, проведенной в 2017 году, в отношении средств федерального бюджета, установлено недостижение показателя результативности в части установления права собственности муниципалитетов на закупленную по схеме лизинга технику на сумму 269,6 млн. рублей. Указанная сумма в 2018 году была взыскана из бюджета Самарской области в бесспорном порядке.

В настоящее время вопрос о признании недействительности уведомления о применении бюджетных мер принуждения решается Министерством в судебном порядке.

Следует отметить, что затраты областного бюджета на реализацию мероприятий по закупке техники в лизинг составили 234,4 млн. рублей.

Аудит закупок техники показал, что в Сызрани по договору лизинга был изменен график платежей с учетом бюджетного финансирования на плановый период, что привело к удорожанию договорных обязательств на сумму 26 млн. рублей.

В г.о. Кинель и Отрадный, м.р. Похвистневский, закупивших технику в 2016- 2017 годах на общую сумму 10,2 млн. рублей, установлены нарушения законодательства о контрактной системе в части обоснования начальной максимальной цены контракта, несоблюдения требований к документации о закупке, несвоевременности оплаты по контракту.

Программа «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» финансировалась только в 2017 году в объеме 35,7 млн. рублей.

Средства направлены на предоставление субсидий 17 организациям промышленности на возмещение затрат по НИОКР и проведению сертификации продукции. Установлены нарушения, свидетельствующие о несоответствии отдельных положений Порядков предоставления субсидий по данным направлениям государственной поддержки нормам БК РФ и Общим требованиям к нормативным актам.

Установлены факты неправомерного предоставления субсидий на сумму 5,2 млн. рублей при несоответствии представленных документов, требованиям, установленным нормативными правовыми актами.

В указанной государственной программе предусмотрены также мероприятия по предоставлению субсидий некоммерческим организациям на подготовку и проведение торжественных мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, несмотря на то, что данная деятельность не является профильной для Министерства и не относится к его полномочиям.

В течение трех лет данные мероприятия финансировались в режиме отдельных расходных обязательств.

При отсутствии надлежащего контроля со стороны Министерства получателями субсидий в рамках 11 договоров, заключенных на сумму 9,0 млн. рублей, для проведения торжественных и праздничных мероприятий в качестве соисполнителей привлечено 7 контрагентов, имеющих признаки «фирм- однодневок», которым за счет бюджетных средств перечислено 2,5 млн. рублей. Фактическое оказание услуг данными организациями не подтверждено.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу, в прокуратуру Самарской области.