Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в 2014-2015 годах на реализацию подпрограммы «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы государственной программы Самарской области «Cоздание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы»

Счетной палатой Самарской области проведена проверка деятельности министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - МЭРИТ СО, Министерство) по вопросам использования средств областного бюджета, выделенных в 2014-2015 годах на реализацию подпрограммы «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы.

Результаты контрольного мероприятия утверждены в ходе заседания коллегии Счетной палаты при участии заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Правительством Самарской области в рамках государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 №622 (далее - Государственная программа), принята подпрограмма «Развитие инновационной деятельности Самарской области» на 2014-2018 годы (далее - Подпрограмма).

В ходе анализа установлено, что мероприятия подпрограммы на 98,7% реализуются через механизм предоставления субсидий некоммерческим организациям, предусматривающий финансирование расходных обязательств по закупкам для государственных нужд без применения Закона о контрактной системе. В результате бюджетные средства выводятся за рамки бюджетного процесса.

Действовавшие в 2014-2015 годах нормативные правовые акты, регулирующие порядки предоставления субсидий, свидетельствуют о формальном подходе МЭРИТ СО к распоряжению бюджетными средствами (устанавливались направления предоставления субсидии при этом виды (статьи) расходов, подлежащих компенсации, не определялись), а также об отсутствии действенного механизма возврата неправомерно полученных субсидий, выявленных в сумме 20,4 млн. рублей.

Установлены системные нарушения, допущенные получателями субсидий и грантов за счет средств областного бюджета, в том числе:

необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств в сумме 127,4 тыс. рублей на работы, не отвечающие понятию коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, так как 24 объекта интеллектуальной собственности, созданных в рамках реализации 9 проектов, не оценены и не приняты к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов; 

профинансированы за счет средств областного бюджета работы в сумме 57,3 млн. рублей по реализации 4 проектов, относящиеся к уставным видам деятельности грантополучателей и выполняемые их сотрудниками в соответствии с должностными обязанностями;

расходование средств на реализацию 3 проектов на цели, не соответствующие установленным требованиям, в сумме 20,4 млн. рублей (на капитальный ремонт помещения и приобретение оборудования, связанного с его проведением; на обеспечение поддержки и развития инновационных проектов в сфере аэрокосмической отрасли и на привлечение в них инвестиций).

Установлены риски при использовании средств грантов, предоставленных за счет средств областного бюджета, на реализацию 6 проектов в сумме 49,3 млн. рублей (направление средств на цели, не соответствующие условиям софинансирования; приобретение не предусмотренного оборудования (вычислительной техники).

Установлено неэффективное расходование средств бюджетной субсидии в сумме 30 млн. рублей на реализацию мероприятий по формированию компетенций в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Направление в 2015 году в ООО «Нанотехнологический центр Самарской области» за счет областного бюджета инвестиционных средств в сумме 500 млн. рублей являлось неэффективным.

Проектные компании, учрежденные ООО «Нанотехнологический центр Самарской области» для реализации 7 проектов, с объемом финансирования в сумме 83,9 млн. рублей номинально создавались под уже готовые (существующие) материалы, разработанные инициаторами и исполнителями проектов, в целях получения дополнительных денежных средств.

Не установлена целесообразность создания ООО «Нанотехнологический центр Самарской области» стартапов для реализации 10 проектов с общим объемом инвестиций 126,3 млн. рублей, так как  указанные проекты не отвечают критериям инновационности и не содержат нанотехнологическую составляющую, при этом обладают различной степенью коммерциализации, что подтверждается результатами экспертных исследований, проведенных привлеченным Счетной палатой независимым специалистом (экспертом).

По результатам произведенного в ходе контрольного мероприятия пересчета показателей Подпрограммы значение показателя эффективности реализации Подпрограммы с учетом направленных средств за 2015 год составило 73,3% вместо 82,2% (по данным МЭРИТ СО).

Согласно критериям комплексной оценки эффективности реализации государственной программы, определенным порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, сложившиеся за 2015 год значения показателя эффективности реализации Подпрограммы с учетом направленных средств (73,3%) и степени выполнения мероприятий Подпрограммы (80,0%), позволяют признать эффективность Подпрограммы низкой.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен врио Губернатора Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу, в прокуратуру Самарской области.

Представления направлены в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в некоммерческую организацию «Инновационный фонд Самарской области», в некоммерческое партнерство «Региональный центр инноваций».

По фактам выявленных нарушений подготовлены материалы в прокуратуру Самарской области.