Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиКонтрольные мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета и финансово-хозяйственной деятельности департамента ветеринарии Самарской области и его подведомственных учреждений в 2012 – 2015 годах и истекшем периоде 2016 года»

Счетной палатой Самарской области проведены проверки департамента ветеринарии Самарской области (далее - Департамент) и подведомственных ему ГБУ СО «Самарская областная ветеринарная лаборатория» (далее - ГБУ СО «СОВЛ»), ГБУ СО «Новокуйбышевская городская станция по борьбе с болезнями животных» (далее - ГБУ СО «Новокуйбышевская ГСББЖ»), ГБУ СО «Самарское ветеринарное объединение» (далее - ГБУ СО «СВО») за 2012-2015 годы и 9 месяцев 2016 года.

Итоги контрольного мероприятия утверждены в ходе заседания коллегии Счетной палаты при участии представителей проверяемых учреждений.

В ходе контрольного мероприятия установлено.

Департаментом при администрировании доходов бюджета от уплаты штрафов за нарушение ветеринарного законодательства не взыскана задолженность по платежам в бюджет в сумме 1,9 млн. рублей, из которых 0,9 млн. рублей является безнадежной к взысканию по состоянию на 31.12.2016. Данные бухгалтерского учета в части неурегулированной задолженности на 31.12.2016 искажены на 1 млн. рублей.

Кроме того, не обеспечено надлежащее ведение бухгалтерского учета и представление отчетности в разрезе муниципалитетов, являвшихся получателями платежей.

Указанные нарушения ставят под сомнение достоверность и полноту баланса исполнения консолидированного бюджета Самарской области и взаимоувязанных форм отчетности, тогда как показатели консолидированного бюджета учитываются при проведении рейтинговой оценки эффективности деятельности региона.

Установлены нарушения Департаментом Бюджетного кодекса РФ при формировании и финансовом обеспечении выполнения государственных заданий, повлекшие неправомерные расходы областного бюджета в сумме 41,3 млн. рублей и неэффективные расходы - 24,3 млн. рублей.

В частности, до 2016 года в государственные задания подведомственных учреждений включалась услуга - ветеринарно-санитарная экспертиза (на трихинеллез), не предусмотренная ведомственным перечнем. Нормативные затраты на содержание имущества по отдельным статьям не распределялись между бюджетной и внебюджетной деятельностью. При отсутствии унифицированного подхода при расчете нормативных затрат для подведомственных учреждений разница в цене аналогичных услуг достигала 4 раз.

В 2013 году ветслужба дважды реорганизовывалась. В рамках реорганизации упразднены полномочия по государственному ветеринарному надзору учреждений ветеринарии и сокращены государственные ветеринарные инспекторы в муниципалитетах.

Произведенное сокращение повлекло осложнение ветеринарной ситуации в регионе. В ходе ранее проведенных контрольных мероприятий в 2013-2015 годах установлен несанкционированный завоз сельхозживотных (около 2 тыс. голов КРС без ветеринарно-сопроводительной документации)19-ю КФХ, которые получили государственную поддержку на приобретение сельхозживотных по линии министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в сумме более 224 млн. рублей. Данный факт свидетельствует об отсутствии должного взаимодействия между органами исполнительной власти Самарской области.

Установлено, что менее чем через неделю после слияния ГБУ СО «Новокуйбышевская ГСББЖ» в состав ГБУ СО «СВО» его снова выделили в самостоятельное юридическое лицо. При этом цели деятельности учреждения не изменились, численность персонала не была оптимизирована, но было утрачено право на осуществление аккредитационной деятельности, в связи с чем производители кормов потеряли возможность получать необходимые технические заключения в Самарской области.

Проведенная реорганизация не повлияла на улучшение эпизоотического и ветеринарного благополучия на территории региона. За последние 5 лет отмечается рост показателей заболеваний животных и заболеваний людей болезнями, общими для животных и человека. Наблюдается возникновение новых очагов заболеваний, таких как бруцеллез, лейкоз.

Установлены факты осуществления учреждениями ветеринарии видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека: ГБУ СО «СВО» и ГБУ СО «СОВЛ» не соблюдались требования по лицензированию, а всеми учреждениями ветеринарии проводились работы без санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения работ санитарным правилам.

Данная деятельность профинансирована из областного бюджета в рамках исполнения государственных заданий в сумме 216,2 млн. рублей. Объем неправомерно полученной выручки в рамках внебюджетной деятельности составил 62,6 млн. рублей.

Кроме того, ГБУ СО «СВО» без лицензии осуществляло внебюджетную фармацевтическую деятельность. Объем неправомерно полученной выручки составил 6,6 млн. рублей.

В ГБУ СО «СВО» установлены факты необоснованных расходов в сумме 2,8 млн. рублей на оплату труда работников в результате превышения установленной предельной штатной численности (1,7 млн. рублей), на ГСМ в результате использования служебного автомобиля без производственной необходимости (0,4 млн. рублей), на оплату труда сотрудников, работавших по внешнему совместительству с нарушением ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (0,7 млн. рублей).

Установлено совершение действий, имеющих признаки конфликта интересов, со стороны руководителя ГБУ СО «СВО» и должностных лиц Департамента. Так, без одобрения Департамента заключено 17 сделок на сумму 2,8 млн. рублей с аффилированной компанией. Заключены трудовые договоры с близкими родственниками руководителя и заместителя руководителя Департамента. Общая сумма начислений по оплате труда в рамках данных трудовых договоров составила 0,8 млн. рублей.

Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов вышеуказанными лицами не предпринимались.

Учреждениями ветеринарии не обеспечено эффективное использование государственного имущества. Не оформлено право оперативного управления на 43 объекта недвижимости стоимостью 42,3 млн. рублей. Не используется для оказания государственных услуг и для общехозяйственных нужд 27 транспортных средств стоимостью 4,5 млн. рублей, находящихся в неисправном состоянии. Расходы по содержанию указанного имущества за последние 2 года составили 0,1 млн. рублей.

Установлено, что Департаментом должным образом не осуществлялся контроль за ликвидацией скотомогильников. Приказы Департамента о проведении ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых скотомогильников не доводились до органов местного самоуправления; состав комиссий по эпизоотологическому обследованию скотомогильников по каждому муниципальному образованию не утверждался.

Со стороны ГБУ СО «СВО» не обеспечен контроль за исполнением подрядчиками договорных обязательств по ликвидации скотомогильников (договоры подряда заключались без проведения конкурентных процедур). Оганизациями не подтверждено фактическое выполнение работ собственными силами на общую сумму 7,7 млн. рублей.

В нарушение требований федерального и регионального законодательства Департаментом не сформирована надлежащим образом нормативная база, обеспечивающая эффективное и результативное использование бюджетных средств при осуществлении закупок.

В документации закупок Департамента на сумму 2,2 млн. рублей имелись условия, содержащие признаки ограничения конкуренции. Закупленные Департаментом лекарственные препараты на сумму 5,9 млн. рублей имели признаки контрафактной продукции.

ГБУ СО «СВО» бланки ветеринарных свидетельств на сумму 29,8 млн. рублей закуплены у единственного поставщика без проведения торгов. По договору на оказание охранных услуг на сумму 7,9 млн. рублей не подтверждено оказание услуг на сумму 3,3 млн. рублей (при невыполнении заявленных объемов услуг и их характеристик приемка и оплата производилась в полном объеме).

При осуществлении закупок учреждениями ветеринарии допущены многочисленные системные нарушения, содержащие признаки административных правонарушений.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.

Информация по фактам выявленных нарушений направлена в прокуратуру Самарской области, в Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области, в УФАС России по Самарской области, в природоохранную прокуратуру Самарской области.