Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиОтчеты

Отчет о работе Счетной палаты Самарской области за 2012 год

Организация работы Счетной палаты Самарской области (далее – Счетной палаты) строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективной деятельности контрольного органа в области государственных финансов: законности, эффективности, объективности, независимости, гласности и последовательной реализации всех форм финансового контроля.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Самарской области, законом Самарской области от 30.09.2011 №86-ГД «О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области» в отчетном периоде осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Самарской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

В 2012 году деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с утвержденным годовым планом работы. В течение прошедшего года проведено 112 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Основным видом контрольных мероприятий, обеспечивающих выполнение в отчетном периоде установленных законодательством задач Счетной палаты, являлось проведение комплексных и тематических проверок расходования средств областного бюджета.

Всего в течение 2012 года Счетной палатой проведено 70 контрольных мероприятий. Три мероприятия проведено на основании обращения прокуратуры Самарской области:

- проверка законности и целевого использования субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2011г. ООО «Ремпроект» в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области;

- проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных в 2012 году г.о. Самара на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов здравоохранения в Самарской области на 2011-2015гг.», в части расходов на капитальный ремонт объектов здравоохранения муниципальной собственности;

- проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных в 2012 году г.о. Самара на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, на капитальный ремонт дорог местного значения и на ремонт мостовых сооружений.

В ходе проведения контрольных мероприятий произведены проверки расходования бюджетных средств на 585 объектах, относящихся к различным сферам экономической деятельности, среди которых 13 органов государственной власти Самарской области и 14 администраций городских округов и муниципальных районов.

Общий объем проверенных в ходе контрольных мероприятий средств бюджетов всех уровней составил 16 791 947 тыс. рублей. По результатам проведенных мероприятий выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 2 375 102,4  тыс. рублей, в том числе:

нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 524,2 тыс. рублей;

неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 19 575,7 тыс. рублей (избыточные расходы на установку оборудования при организации дистанционного образования детей-инвалидов, уплата налогов на автомобили, переданные в безвозмездное пользование);

необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств на сумму 13 814,2 тыс. рублей (предоставление субсидий без утвержденных муниципальных правовых актов и предоставление субсидий без установления сумм в договорах);

неправомерное расходование бюджетных средств на сумму 210 027,8 тыс. рублей (расходы на содержание и капитальный ремонт помещений, не связанные с обеспечением деятельности органов государственной власти, использование предоставленных субсидий не по назначению, предоставление дотаций и субсидий из местных бюджетов без утвержденного порядка, расходы, не относящиеся к полномочиям муниципальных образований);

выпадающие доходы бюджетов на сумму 636 949,0 тыс. рублей (резервы пополнения доходной базы в результате отсутствия регистрации имущественных прав на объекты муниципальной и государственной собственности, невозможность распоряжения неразграниченными землями в границах поселений);

нарушения порядка распоряжения и использования имущества на сумму 746 070,0 тыс. рублей (нарушения, связанные с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, нарушение законодательства в части совершения крупных сделок ГУП);

неперечисление доходов в бюджет на сумму 405 257,0 тыс. рублей (непоступление доходов в бюджет в результате недостатков при администрировании арендных платежей);

другие финансовые нарушения на сумму 344 884,5 тыс. рублей (нарушение требований нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, расходы на содержание органов местного самоуправления с превышением утвержденного норматива, превышение предельного объема муниципального долга).

Проведенными контрольными мероприятиями выявлено нарушений требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на общую сумму 15 545,0 тыс. руб.

Информация о финансовых нарушениях, выявленных Счетной палатой в 2012 году:

Информация о финансовых нарушениях, выявленных Счетной палатой в 2012 году

В городском округе Сызрань и муниципальных районах Алексеевский, Приволжский, Клявлинский, Красноармейский, Хворостянский проведены комплексные проверки соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении местного бюджета, расходования бюджетных средств, выделенных из областного бюджета на исполнение полномочий Самарской области и решения вопросов местного значения, использования средств областного бюджета, выделенных на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, проверки эффективности работы, проводимой органами местного самоуправления по формированию и исполнению показателей доходов бюджета.

В ходе проверок муниципальных образований установлены нарушения бюджетного законодательства при формировании и исполнении их бюджетов, неиспользование имеющихся резервов формирования доходов бюджета, а также отсутствие должного контроля за использованием муниципальной собственности, в т.ч. за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

В г.о. Самара, Октябрьск, муниципальных районах Исаклинский,  Хворостянский, Сергиевский, Камышлинский, Кошкинский, Борский, Челно-вершинский проведены проверки расходования средств областного бюджета по отдельным направлениям расходов.

Проведенными в муниципальных образованиях области проверками установлено нарушений  при   использовании  бюджетных  средств  на  общую  сумму  807 496,3 тыс. рублей.

Проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 4 муниципальных районов и 53 сельских поселений, которыми выявлены множественные нарушения инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 года по составу и полноте представленной отчетности, по отражению в этих формах конкретных показателей, как по утвержденным плановым назначениям, так и по их кассовому исполнению. Выявлены факты, свидетельствующие о неправомерности отдельных расходов, отраженных в бюджетной отчетности. 

В рамках осуществляемого Счетной палатой контроля за соблюдением порядка финансирования, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на объекты капитального строительства, в течение года проверено расходование средств, направленных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 281 объекта, в том числе на ремонт 63 многоквартирных жилых домов. Проверками установлено  нарушений расходования бюджетных средств на общую сумму 57 110,0 тыс. рублей.

В 2012 году Счетная палата осуществляла контроль за поступлением в областной бюджет доходов от продажи и использования государственного имущества, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Проведенными контрольными мероприятиями выявлены резервы поступления неналоговых доходов бюджета Самарской области, администрируемых органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления. Общая сумма доходов, недопоступивших в консолидированный бюджет составляет 405 257,0 тыс. рублей.

 В 2012 году проведено 14 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 55 вопросов. В адрес субъектов проверок Счетной палатой было направлено 83 представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. Материалы проведенных в течение года контрольных мероприятий были рассмотрены на заседаниях профильных комитетов Самарской Губернской Думы.

По результатам принятых Счетной палатой мер устранено финансовых нарушений на сумму 102 375,8 тыс. рублей.

Возможность изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств за финансовые нарушения, которые повлекли необоснованное и незаконное использование бюджетных средств, кроме их нецелевого использования, отсутствует. В связи с указанным, реализация материалов контрольных мероприятий, требующая восстановления сумм, использованных не по целевому назначению, и других мер воздействия, осуществлялась посредством направления Счетной палатой представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

В настоящее время нарабатывается судебная практика по реализации мер, принимаемых Счетной палатой по результатам проведения контрольных мероприятий.

В 2012 году Счетная палата участвовала в 7 судебных делах. По двум из них удовлетворены исковые заявления объектов контроля о взыскании денежных средств на общую сумму 233,1 тыс. рублей на основании представлений Счетной палаты. Счетная палата в указанных делах привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

В настоящее время продолжаются судебные дела о признании недействительными требований Счетной палаты о возврате в областной бюджет неправомерно представленных субсидий министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на сумму 1 472,0 тыс. рублей и Некоммерческой организацией «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» в размере 15 000 тыс. рублей.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2013г. отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным представления Счетной палаты по результатам  проверки использования средств областного бюджета, выделенных на обеспечение деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в 2010, 2011 годах.

По фактам выявленных нарушений руководителями проверенных организаций к дисциплинарной ответственности привлечено 63 виновных лиц, в том числе 29 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

За допущенные нарушения руководитель Комитета по архитектуре, строительству, ЖКХ, энергетике и транспорту администрации г.о. Октябрьск Мещеряков С.Ю. освобожден от занимаемой должности; с директором ГБУ Самарской области «Молодежный досугово-оздоровительный центр «Лесная сказка» Сараевым В.В. расторгнут трудовой договор.

Согласно установленному порядку, Счетной палатой Самарской области составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ГУП Самарской области «АгроСервис» (далее – ГУП) и его директора. Постановлениями мирового судьи от 28.04.2012 ГУП и его директор были привлечены к административной ответственности за невыполнение в установленный срок представления Счетной палаты в виде штрафов в размере 10,0 и 1,0 тыс. рублей соответственно.

При осуществлении своей деятельности и реализации материалов проведенных контрольных мероприятий, Счетная палата взаимодействовала с прокуратурой Самарской области, следственным управлением Следственного комитета РФ по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области. В эти структуры были направлены материалы 11 проведенных в отчетном году контрольных мероприятий.

В результате рассмотрения материалов органами прокуратуры внесено 8 представлений об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. К дисциплинарной ответственности привлечены     7 должностных лиц проверенных организаций, к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 20,0 тыс. рублей привлечен руководитель 1 организации.

По результатам проверки законности и целевого использования субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2011 году ООО «Ремпроект» в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, Следственным управлением МВД по г.Тольятти возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). По материалам 1 контрольного мероприятия проводятся проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, процессуальные решения не приняты, вопрос остается на контроле Счетной палаты. По материалам 2 контрольных мероприятий оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено в связи с достаточностью мер, принятых Счетной палатой в рамках ее полномочий.

Материалы проверки эффективности администрирования министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, в процессе исполнения бюджета в 2010, 2011 годах и истекшем периоде 2012 года в настоящее время находятся на рассмотрении прокуратуры Самарской области.

По материалам проверок использования бюджетных средств в сфере ЖКХ за 2010-2012 годы, направленным в Главное Управление МВД России по Самарской области возбуждены уголовные дела:

- в отношении начальника управления капитального строительства Администрации Кинель-Черкасского района Иваева Р.С. по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ;

- в отношении неустановленных лиц по факту хищения денежных средств, выделенных на реализацию адресной программы г.о. Жигулевск по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ.

По материалам проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2010-2012 годах на реализацию отдельных мероприятий областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2014 годы, направленным в ГУ МВД России по Самарской области возбуждено уголовное дело в отношении главы ИП КФК Мурзабаева К.М. по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. В отношении сельскохозяйственного предприятия ИП КФК «Усоян У.С.» ГУ МВД РФ по Самарской области проводится проверка по факту предоставления в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области фиктивных документов на получение субсидии за счет средств областного бюджета. 

По результатам рассмотрения отчетов Счетной палаты Самарской области по фактам нарушений Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» службой Госфинконтроля Самарской области возбуждено и рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях. Вынесено 6 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 150,0 тыс. рублей.

Важным направлением в деятельности Счетной палаты продолжает оставаться экспертно-аналитическая деятельность, в рамках которой проведено 42 экспертно-аналитических мероприятий. Значительный объем работ был выполнен в целях исполнения положений Бюджетного кодекса РФ, касающихся обязательной внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета, в рамках которой была проведена внешняя проверка бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета и проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год.

Проведена экспертиза проектов законов Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». В подготовленных заключениях указано на недостатки, которые были учтены при рассмотрении и принятии законопроектов. Подготовлены 3 заключения на квартальные отчеты об исполнении областного бюджета, в которых основное внимание уделено вопросу динамики исполнения областного бюджета по расходам. Проведена внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год, по результатам которой подготовлено заключение, содержащее указания на не представление отчетности в полном объеме и не соблюдение требований инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности отдельными главными администраторами бюджетных средств.

В течение года подготовлены 8 заключений на проекты законов о внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и 2 заключения на проекты законов о внесении изменений в Закон Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

Замечания и предложения Счетной палаты были учтены при принятии отдельных законов Самарской области, постановлений и распоряжений Правительства Самарской области, внесении изменений  в действующие правовые акты. Всего с учетом предложений Счетной палаты, по итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были приняты либо подверглись корректировке 46 нормативных правовых акта, в том числе 10 нормативно-правовых актов органов государственной власти Самарской области и 36 нормативно-правовых актов муниципальных органов. 

В 2012 году в Счетную палату поступило 11 обращений граждан. На все поступившие обращения были подготовлены и направлены в установленном законодательством порядке ответы.

Итоги контрольных мероприятий и деятельность Счетной палаты освещались в средствах массовой информации. Основой для обеспечения открытого доступа к информации о результатах деятельности Счетной палаты послужило размещение материалов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также  публичное рассмотрение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на заседаниях комитетов Самарской Губернской Думы.

В 2012 году были осуществлены работы по формированию и совершенствованию программно-аппаратного комплекса Счетной палаты. В рамках этих работ Счетная палата принимает участие в реализации плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Самарской области на 2010-2012 годы, а также провела работы по подключению к государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО).

Важным инструментом повышения качества контрольной деятельности Счетной палаты является обмен опытом методологической и методической работы, осуществляемый в рамках сотрудничества со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

Счетная палата является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), Европейской ассоциации региональных счетных палат (ЕВРОРАИ), принимает участие в конференциях и совещаниях, организуемых Счетной палатой РФ.

В целях эффективного информационного взаимодействия и выработки единой методологии организации и осуществления финансового контроля в 2012 году был создан Совет контрольно-счетных органов Самарской области, включающий в себя Счетную палату Самарской области, контрольно-счетные органы 10 городских округов и 11 муниципальных районов.

В соответствии с Положением о Совете контрольно-счетных органов Самарской области проводились совместные семинары и практические занятия по вопросам осуществления государственного и муниципального финансового контроля, оказывалась правовая, консультационно-методическая и информационная помощь муниципальным контрольно-счетным органам.

Скачать отчет