Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиОтчеты

Отчет о работе Счетной палаты Самарской области за 2011 год

Организация работы Счетной палаты Самарской области (далее – Счетной палаты) строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективной деятельности контрольного органа в области государственных финансов: законности, эффективности, объективности, независимости, гласности и последовательной реализации всех форм финансового контроля.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Самарской области, законом Самарской области от 26.02.2009 №16-ГД  «О Счетной палате Самарской области», а с 1 октября 2011 года – законом Самарской области от 30.09.2011 №86-ГД «О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области» в отчетном периоде осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Самарской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

В 2011 году деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с утвержденным годовым планом работы. В течение прошедшего года проведено 101 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, в том числе 2 аудита эффективности.

Основным видом контрольных мероприятий, обеспечивающих выполнение в отчетном периоде установленных законодательством задач Счетной палаты, являлось проведение комплексных и тематических проверок расходования средств областного бюджета.

Всего в течение 2011 года Счетной палатой проведено 73 контрольных мероприятия, из которых 2 – внеплановые. Внеплановые мероприятия проведены на основании обращений прокуратуры Самарской области (Проверка расходования средств областного бюджета, выделенных в 2009, 2010 годах и I квартале 2011 года на мероприятия, направленные на обеспечение безопасности людей на транспорте, объектах транспортной инфраструктуры и в иных местах массового пребывания людей) и межмуниципального отдела МВД РФ «Кинельский» (Проверка эффективности и целевого расходования средств, выделенных с.п. Малая Малышевка на капитальный ремонт многоквартирных домов).

В ходе проведения контрольных мероприятий произведены проверки на 336 объектах, относящихся к различным сферам экономической деятельности, среди которых 11 органов государственной власти Самарской области и 11 администраций городских округов и муниципальных районов.

Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, проведенных в 2011 году, свидетельствуют о наличии резервов совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины в области.

В городских округах Похвистнево, Отрадный, Чапаевск и муниципальных районах Богатовский, Красноярский, Кинельский проведены комплексные проверки соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении местного бюджета, расходования бюджетных средств, выделенных из областного бюджета на исполнение полномочий Самарской области и решения вопросов местного значения, использования средств областного бюджета, выделенных на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, проверки эффективности работы, проводимой органами местного самоуправления по формированию и исполнению показателей доходов бюджета. Проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального района Богатовский.

В ходе проверок муниципальных образований установлены нарушения бюджетного законодательства при формировании и исполнении их бюджетов, неиспользование имеющихся резервов формирования доходов бюджета, а также отсутствие должного контроля за использованием муниципальной собственности, в т.ч. за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

В г.о. Сызрань и м.р. Похвистневский, Хворостянский, Пестравский, Красноармейский проведены проверки расходования средств областного бюджета по отдельным направлениям расходов.

Проведенными в муниципальных образованиях области проверками установлено 1 077,4 тыс.рублей нецелевого использования бюджетных средств, 2 730,7 тыс.рублей неэффективного расходования средств, других нарушений  при   использовании  бюджетных  средств  на  общую  сумму  364 931,0 тыс.рублей.

В рамках осуществляемого Счетной палатой контроля за соблюдением порядка финансирования, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на объекты капитального строительства, в течение года проверено расходование средств, направленных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 146 объектов. Проверками установлено  неэффективное   расходование   бюджетных  средств  в  сумме  1 588,6 тыс.рублей, прочих нарушений на общую сумму 70 892,8 тыс.рублей, из них:

-        установлены факты необоснованного удорожания стоимости работ за счет применения завышенных индексов пересчета стоимости работ в текущие цены и расценок на отдельные виды работ на общую сумму 17 405 тыс.рублей, в том числе по стадиону «Динамо» (заказчик – министерство строительства  и  жилищно-коммунального  хозяйства Самарской области) – 6 950 тыс.рублей, по капитальному ремонту жилых домов в г.о.Сызрань – 5 367,4 тыс.рублей, по строительству автодороги в г.о.Отрадный – 4 152,8 тыс.рублей;

-        выявлены факты оплаты подрядчикам невыполненных работ на сумму 6 314,5 тыс.рублей, в том числе при выполнении работ по капитальному ремонту жилья в г.о.Сызрань – 1 408,1 тыс.рублей, в с.п. Малая Малышевка м.р. Кинельский – 600,0 тыс.рублей, по реконструкции автодорог (заказчик – министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области) – 1 418,5 тыс.рублей, по объектам капитального строительства г.о. Похвистнево – 1 191,4 тыс.рублей;

-        при осуществлении капитального ремонта жилых домов выполнены и оплачены работы, не подлежащие выполнению за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на сумму 18 822,0 тыс.рублей, в том числе в г.о.Сызрань – 10 004,5 тыс.рублей, в г.о.Чапаевск – 8 817,5 тыс.рублей.

В 2011 году проведены контрольные мероприятия на 148 объектах в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной политики и государственного управления.

В отчетном периоде начата работа по внедрению в практику Счетной палаты одного из наиболее перспективных и социально значимых видов контрольной деятельности – аудита эффективности.

Совместно со Счетной палатой РФ проведены аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Самарской области за 2008-2010 годы и истекший период 2011 года и аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых в 2005-2010 годах на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности.

Оценка эффективности осуществлялась с использованием критериев, позволяющих исследовать указанные области деятельности министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и министерства образования и науки Самарской области, а также 3-х медицинских учреждений, участвующих в оказании гражданам высокотехнологичной медицинской помощи и 63-х муниципальных общеобразовательных учреждений области, в том числе 52-х – расположенных в сельской местности. В целях осуществления объективной оценки материально-технического состояния общеобразовательных учреждений области, в рамках аудита эффективности проведен опрос 623 работников 109 учреждений общего образования в 9 муниципальных районах и в 2-х городских округах области.

По результатам проведенного аудита эффективности в отрасли здравоохранения выработан ряд предложений для подготовки Счетной палатой РФ рекомендаций Министерству здравоохранения и социального развития  РФ, а также подготовлены предложения министерству здравоохранения и социального развития Самарской области по улучшению ситуации с обеспеченностью населения области высокотехнологичной медицинской помощью и более эффективному использованию предусмотренных на эти цели бюджетных средств и предложения министерству образования и науки Самарской области по улучшению условий для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных учреждениях области. 

В 2011 году Счетная палата осуществляла контроль за поступлением в областной бюджет доходов от продажи и использования государственного имущества, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Проведенными контрольными мероприятиями выявлены резервы поступления неналоговых доходов бюджета Самарской области, администрируемых органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления. Общая сумма доходов, недопоступивших в консолидированный бюджет составляет 19 849,0 тыс. рублей.

В ходе проверок юридических лиц с участием области в уставных капиталах устанавливаются типовые нарушения и недостатки в сфере управления и распоряжения собственностью. Самарская область является участником хозяйственных обществ, которые на сегодняшний день не обеспечивают выполнение возложенных функций (ОАО «Волгатранстерминал», ОАО «Транспортно-логистическая корпорация», ОАО «Самараоблавтотранс»). Негативное влияние на эффективность деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ оказывает частая смена руководителей (в отдельных случаях до четырех в год).

Отсутствие надлежащего контроля представителей области в органах управления ОАО «Самараоблавтотранс» за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности привело к нецелевому использованию бюджетных средств в размере 99999,9 тыс. рублей. В связи с указанным фактом в порядке реализации прав, предусмотренных статьей 13 Закона Самарской области от 30.09.2011 №86-ГД, должностными лицами Счетной палаты составлено 23 протокола об административных правонарушениях.

Вследствие отсутствия должного обоснования целевых показателей эффективности и критериев их достижения при осуществлении инвестиций в объекты государственной собственности, нерезультативно использованы бюджетные средства в сумме 1 432 770,0 тыс. рублей, предоставленные государственным унитарным предприятиям с неустойчивым финансовым состоянием (ГУП СО «Областная машинно-технологическая станция», ГУП СО «Агро Сервис»). Несмотря на государственную поддержку, ГУП СО «Областная машинно-технологическая станция» не удалось восстановить платежеспособность и удовлетворить требования кредиторов, что повлекло в конце 2010 года введение процедуры конкурсного производства.

Проверками государственных унитарных предприятий (аптек) Самарской области установлены нарушения действующего законодательства в части совершения крупных сделок на общую сумму 81 597,0 тыс. рублей.

Выявлены недостатки в действующей с 2003 года системе учета областного имущества, которые не позволяют надлежащим образом обеспечить механизм управления и распоряжения объектами недвижимости, относящимися к объектам культурного наследия. В рамках выполнения представления Счетной палаты министерством имущественных отношений рассматривается вопрос о расширении перечня характеристик по идентификации объектов культурного наследия в реестре имущества Самарской области. В целях соблюдения требований законодательства по охране и использованию памятников истории и культуры министерством имущественных отношений Самарской области и министерством культуры Самарской области начата работа по оформлению паспортов и охранных обязательств собственника на 30 комплексов объектов культурного наследия.

С учетом предложений Счетной палаты, выработанных в рамках  контроля за принятием мер по итогам ранее проведенных проверок,  министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в настоящее время проводятся мероприятия по решению вопроса об оформлении в судебном порядке прав собственности Самарской области на мелиоративные  объекты  Спасской  оросительной  системы   стоимостью  118 104,0 тыс. рублей, созданные в ходе реконструкции за счет средств областного бюджета.

По результатам проведенных мероприятий выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 2 423 987,2  тыс. рублей, в том числе:

нецелевое использование бюджетных средств на сумму 102 549,4 тыс.рублей;

неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств на общую сумму 1 579 786,1 тыс.рублей;

необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств на сумму 157 230,3 тыс.рублей;

неправомерное расходование бюджетных средств на сумму 172 409,7 тыс.рублей;

выпадающие доходы бюджетов на сумму 31 393,0 тыс.рублей;

другие финансовые нарушения на сумму 380 618,7 тыс.рублей.

Проведенными контрольными мероприятиями выявлено нарушений требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на общую сумму 30 313,5 тыс.руб.

В 2011 году проведено 13 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 56 вопросов. В адрес субъектов проверок Счетной палатой было направлено 75 представлений и 1 предписание для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. Материалы проведенных в течение года контрольных мероприятий были рассмотрены на заседаниях профильных комитетов Самарской Губернской Думы.

По результатам принятых Счетной палатой мер устранено финансовых нарушений на сумму 133 477,3 тыс. рублей, в том числе возмещено средств, использованных не по целевому назначению на сумму 100 987,7 тыс. рублей. Кроме того, по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2010 году, возмещено 5 763 тыс.рублей.

Возможность изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств за финансовые нарушения, которые повлекли необоснованное и незаконное использование бюджетных средств, кроме их нецелевого использования, отсутствует. В связи с указанным, реализация материалов контрольных мероприятий, требующая восстановления сумм, использованных не по целевому назначению, и других мер воздействия, осуществлялась посредством направления Счетной палатой представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Ответственность за большую часть финансовых  нарушений, выявляемых Счетной палатой, не предусмотрена ни Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Уголовным кодексом Российской Федерации, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации. В частности, при проведении контрольных мероприятий Счетной палатой часто выявляются нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Законодательством не предусмотрена ответственность за неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств. В указанных случаях возможно только привлечение к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц объектов контроля по представлениям Счетной палаты.

В настоящее время нарабатывается судебная практика по реализации мер, принимаемых Счетной палатой по результатам проведения контрольных мероприятий.

В производстве Арбитражного суда Самарской области находятся заявления Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Государственного бюджетного учреждения культуры «Самарский областной художественный музей» о признании представлений Счетной палаты незаконными.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 отказано в удовлетворении требований Некоммерческой организации «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области» о признании незаконным предписания Счетной палаты. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011  решение отменено, предписание признано незаконным. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

По представлениям Счетной палаты, направленным по результатам контрольных мероприятий, объектами контроля направлено 12 заявлений в Арбитражный суд Самарской области о взыскании денежных средств и включении в реестр требований кредиторов. По трем из них Счетная палата привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Четыре заявления удовлетворены, семь находится на рассмотрении, по одному заявлению производство прекращено в связи с завершением конкурсного производства в отношении должника и его ликвидацией.

По фактам выявленных нарушений руководителями проверенных организаций к дисциплинарной ответственности привлечено 59 виновных лиц, в том числе 26 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. За допущенные нарушения уволена из органов внутренних дел начальник ФЭО УМВД России по г.Тольятти.

При осуществлении своей деятельности и реализации материалов проведенных контрольных мероприятий, Счетная палата взаимодействовала с прокуратурой Самарской области, следственным управлением Следственного комитета РФ по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области. В эти структуры были направлены материалы 23 проведенных в отчетном году контрольных мероприятий.

В результате рассмотрения материалов органами прокуратуры внесено 14 представлений об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства о размещении  заказов для государственных и муниципальных нужд. К дисциплинарной ответственности привлечены 4 должностные лица проверенных организаций, к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 150 тыс.рублей привлечен руководитель 1 организации. По факту неправомерной оплаты при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в г.о. Чапаевск возбуждено уголовное дело, которое находится в стадии расследования. По материалам 1 контрольного мероприятия проводятся проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, процессуальные решения не приняты, вопрос остается на контроле Счетной палаты. По материалам 2 контрольных мероприятий оснований для принятия прокурорского реагирования не усмотрено.

Важным направлением в деятельности Счетной палаты продолжает оставаться экспертно-аналитическая деятельность, в рамках которой проведено 28 экспертно-аналитических мероприятий. Значительный объем работ был выполнен в целях исполнения положений Бюджетного кодекса РФ, касающихся обязательной внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета, в рамках которой была проведена внешняя проверка бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета и проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год.

На основании данных министерства управления финансами Самарской области и материалов проводимых проверок подготовлены заключения по исполнению областного бюджета за январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь 2011 года; проекту закона Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», проекту закона Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов». Подготовлены заключения на 13 проектов законов Самарской области «О внесении изменений в закон Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов».

Замечания и предложения Счетной палаты были учтены при принятии отдельных законов Самарской области, постановлений и распоряжений Правительства Самарской области, внесении изменений  в действующие правовые акты. Всего с учетом предложений Счетной палаты, по итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были приняты либо подверглись корректировке 50 нормативных правовых акта. 

В 2011 году в Счетную палату поступило 9 обращений граждан. На все поступившие обращения были подготовлены и направлены в установленном законодательством порядке ответы. Информация о возможных нарушениях бюджетного законодательства принята к сведению и будет использована при планировании контрольной деятельности и проведении плановых проверок.

Итоги контрольных мероприятий и деятельность Счетной палаты освещались в средствах массовой информации. Основой для обеспечения доступа к информации о результатах деятельности Счетной палаты послужило представление деятельности Счетной палаты и ее результатов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также  публичное рассмотрение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на заседаниях комитетов Самарской Губернской Думы.

Информационно-технологическое обеспечение Счетной палаты было направлено, прежде всего, на эффективное решение задач контрольной деятельности.

В 2011 году были осуществлены работы по формированию и совершенствованию программно-аппаратного комплекса Счетной палаты. В рамках этих работ Счетная палата принимает участие в реализации плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Самарской области на 2010-2012 годы, а также провела работы по подключению к государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО). Основная цель реализации вышеуказанных мероприятий – обеспечение межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области и Счетной палаты, а также Счетной палаты РФ и Счетной палаты Самарской области. Результатом выполненных работ должно стать создание единой защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры с внешними информационными ресурсами участников бюджетного процесса, повышение уровня автоматизации контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и обеспечивающей деятельности Счетной палаты, создание системы информационной безопасности.

Важным инструментом повышения качества контрольной деятельности Счетной палаты является обмен опытом методологической и методической работы, осуществляемый в рамках сотрудничества со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

Счетная палата является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), Европейской ассоциации региональных счетных палат (ЕВРОРАИ), принимает участие в конференциях и совещаниях, организуемых Счетной палатой РФ.

Скачать отчет