Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиОтчеты

Отчет о работе Счетной палаты Самарской области за 2009 год

Работа Счетной палаты Самарской области в 2009 году осуществлялась в соответствии с Законом Самарской области «О Счетной палате Самарской области», Регламентом Счетной палаты и планом работы на 2009 год.

Основным видом контрольных мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных законодательством задач Счетной палаты в отчетном периоде, являлось проведение комплексных и тематических проверок расходования средств областного бюджета.

Всего в течение 2009 года Счетной палатой Самарской области проведено 60 контрольных мероприятий, из которых 9 внеплановых, и 16 экспертно-аналитических мероприятий.

В ходе проведения контрольных мероприятий произведены проверки в 286 организациях области.

В результате установлено финансовых нарушений на общую сумму 1653562,1 тыс.рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств и средств благотворительных пожертвований ОАО «Самаранефтегаз» на сумму 58 620,7 тыс.рублей, из которых средства областного бюджета составили  45629,1 тыс.рублей; неэффективное расходование средств на общую сумму 557164,2 тыс.рублей, расходов, произведенных в нарушение действующего законодательства (необоснованные расходы) 311472,7 тыс.рублей, выпадающих доходов бюджетов 462146 тыс.рублей, других финансовых нарушений в сумме 264158,5 тыс.рублей.

В Челно-Вершинском, Большечерниговском, Шенталинском муниципальных районах и городском округе Кинель проведены комплексные проверки расходования средств областного бюджета, переданных указанным муниципальным образованиям, соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов, а также эффективности формирования и исполнения показателей доходов бюджетов.

Проверками расходования средств областного бюджета, выделенных указанным муниципальным образованиям, установлены нарушения бюджетного законодательства при формировании и исполнении их бюджетов, неиспользование имеющихся резервов формирования доходов бюджета, а также отсутствие должного контроля за использованием муниципальной собственности, в том числе за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

В городских округах Самара, Тольятти, Чапаевск и Кинельском муниципальном районе проведены проверки расходования средств областного бюджета, выделенных по отдельным направлениям расходов, в городском округе Кинель, Кинельском, Нефтегорском и Пестравском муниципальных районах проведены проверки расходования средств, полученных в рамках программы социально-экономического партнерства и обеспечения экологических интересов населения регионов деятельности ОАО «Самаранефтегаз» в 2008 году. 

На проведенные в муниципальных образованиях области проверки приходится большая часть,  54004,1 тыс.рублей или 92,1% от общего объема нецелевого использования бюджетных средств и средств ОАО «Самаранефтегаз», выявленного Счетной палатой.

Кроме того муниципальными образованиями допущено неэффективное расходование средств в общей сумме 93311,7 тыс.рублей, несоблюдение условий долевого финансирования за счет средств местного бюджета на сумму 20564,2 тыс.рублей, неперечисление остатков неиспользованных средств в областной бюджет в сумме 7884,7 тыс.рублей, других нарушений при использовании бюджетных средств на общую сумму 123793,4 тыс.рублей. Сумма выпадающих доходов бюджетов Челно-Вершинского и Большечерниговского муниципальных районов из-за невыполнения прогнозных планов приватизации муниципальной собственности и недостатков в управлении собственностью составила 14588 тыс.рублей.

Значительное внимание в 2009 году было уделено Счетной палатой контролю за соблюдением порядка финансирования, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенным на объекты капитальных вложений. Всего в рамках проведенных контрольных мероприятий в течение года проверено расходование средств на 81 объект строительства и реконструкции. Проверками установлено (без учета результатов комплексных проверок, проведенных в муниципальных образованиях) неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 185504,9 тыс.рублей, нецелевое использование в сумме 1294,5 тыс.рублей, других нарушений на общую сумму 145329,2 тыс.рублей. Среди прочих нарушений необходимо выделить практику необоснованного завышения стоимости контрактов на выполнение работ по проектированию и СМР, а также осуществления избыточных расходов в ходе строительства объектов. Всего Счетной палатой установлено завышение стоимости работ по проектированию и строительству объектов на сумму 63887,2 тыс.рублей, избыточные расходы, связанные с порядком определения стоимости работ, подлежащих оплате по объектам длительного цикла строительства, применением нерациональных схем доставки стройматериалов и оплатой строительных конструкций фактически не использовавшихся в процессе строительства на общую сумму 48241,3 тыс.рублей.

По предложению Счетной палаты, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства  стоимость проектирования жилой застройки квартала 789 в г.о. Самара приведена в соответствие с заданием на проектирование, в результате чего предотвращены избыточные расходы областного бюджета в сумме 12650,3 тыс.рублей.

Основным видом нарушений, установленных Счетной палатой при проведении проверок расходования средств областного бюджета в социальной сфере, являлось неэффективное расходование бюджетных средств, в том числе на выполнение областных целевых программ и планов мероприятий, централизованное приобретение медицинского оборудования. Общая сумма неэффективного расходования средств областного бюджета на эти цели составила 28370,5 тыс.рублей, из которой 26364,6 тыс.рублей приходится на расходы по приобретению длительное время неиспользуемого медицинского оборудования, школьных автобусов, технических средств реабилитации инвалидов и другого оборудования.

В отчетном году Счетная палата традиционно большое внимание уделяла контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Самарской области, за поступлением в областной бюджет доходов от продажи и использования государственного имущества.

Проведенными проверками выявлены значительные резервы поступления неналоговых доходов (источников финансирования дефицита) областного бюджета, администрируемых органами государственной власти Самарской области. Общая сумма доходов (источников), недопоступивших в бюджет составляет 446 925 тыс. рублей.

Негативное влияние на полноту поступления дополнительных доходов в бюджет области оказывает отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним. На 01.01.2009 из 6 946 объектов недвижимого имущества право собственности Самарской области было зарегистрировано только на 3 158 (45,5%), из 2 330 земельных участков право собственности зарегистрировано на 758 (32,5%).

Не обеспечен полноценный учет имущества областной казны и его отражение в финансовой отчетности уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.

Проверками унитарных (казенного) предприятий Самарской области выявлены многочисленные нарушения, связанные с распоряжением имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении (оперативном управлении). Установлены нарушения действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов о государственных и муниципальных унитарных предприятиях в части совершения крупных сделок на общую сумму 1 423 656 тыс. рублей, в части осуществления заимствований – на общую сумму 693 400 тыс.рублей.

Общая сумма ущерба, нанесенного хозяйственной деятельности унитарных предприятий, оценена Счетной палатой в размере 39 679 тыс. рублей.

Материалы проведенных в течение года проверок были рассмотрены на заседаниях профильных комитетов Губернской Думы, а также направлялись Губернатору Самарской области, прокурору Самарской области для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

Реализация материалов проверок, требующая восстановления сумм, использованных не по целевому назначению, и других мер воздействия осуществлялась через Министерство управления финансами Самарской области и Прокуратуру Самарской области.

В результате принятых мер восстановлено в областной бюджет средств, израсходованных не по целевому назначению, необоснованных расходов и средств, не возвращенных своевременно в областной бюджет, а также обеспечено целевое использование приобретенных материальных ценностей на общую сумму 234 178,6 тыс.рублей, в т.ч. средств, использованных не по целевому назначению – 37 421,5 тыс.рублей.

По материалам контрольных мероприятий, проведенных до отчетного периода, Арбитражным судом Самарской области удовлетворено требование министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о включении в реестр кредиторов ГУП по выращиванию и откорму молодняка КРС задолженности в размере 32 580 тыс.рублей. Также были удовлетворены поданные Министерством имущественных отношений Самарской области иски о признании последствий недействительности сделок, заключенных ГУП СО «Областная МТС» на сумму 120 945 тыс.рублей.

При осуществлении своей деятельности и реализации материалов проведенных контрольных мероприятий, Счетная палата Самарской области взаимодействовала с органами прокуратуры.

Всего в Прокуратуру области и правоохранительные органы направлены материалы тридцати трех проведенных в отчетном году контрольных мероприятий.

В результате рассмотрения этих материалов органами прокуратуры и правоохранительными органами принято 5 решений, в том числе: внесено 4 представления об устранении нарушений действующего бюджетного, административного, градостроительного законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, вынесено 1 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По материалам трех контрольных мероприятий проводятся проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, процессуальные решения не приняты.

Кроме проведения контрольно-ревизионных мероприятий Счетная палата Самарской области осуществляла в 2009 году экспертно-аналитическую работу.

В соответствии с требованиями редакции Бюджетного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 года, подготовке заключения на отчет об исполнении областного бюджета на 2008 год, предшествовала работа по проведению внешней проверки отчета, в рамках которой были проведены проверки бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета.

В течение 2009 года Счетной палатой на основе данных Министерства управления финансами области и материалов проводимых проверок подготовлены заключения по исполнению областного бюджета за январь-март, январь-июнь и январь-сентябрь 2009 года. Подготовлены заключения по отчету об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2008 год и проекту Закона Самарской области о бюджете территориального фонда медицинского страхования Самарской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. В соответствии с Законом Самарской области «О Счетной палате Самарской области» подготовлено заключение по проекту Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов». Кроме того, в течение 2009 года подготовлены заключения на шесть проектов законов Самарской области о внесении изменений и дополнений к Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов».

Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Губернской Думы, ее комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области.

Отдельные предложения, вносимые Счетной палатой, были  учтены при рассмотрении соответствующих вопросов комитетами Думы, а также проекта закона Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов».

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Самарской области в 2009 году, внесены изменения в законодательство Самарской области, обеспечивающие повышение эффективности использования средств областного бюджета и государственной собственности. Кроме того, были учтены замечания и рекомендации Счетной палаты в адрес органов местного самоуправления по отдельным вопросам организации и прохождения бюджетного процесса на муниципальном уровне.