Версия сайта для слабовидящих

Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление деятельности в сфере профессионального спорта и (или) поддержки  и (или) развития профессионального спортивного клуба Самарской области, в 2017-2018 годах и выборочно за истекший период 2019 года

Счетной палатой Самарской области проведена проверка использования средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление деятельности в сфере профессионального спорта и (или) поддержки и (или) развития профессионального спортивного клуба Самарской области, в 2017-2018 годах и выборочно за истекший период 2019 года. Главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на предоставление субсидии, являлось министерство спорта Самарской области (далее — министерство спорта).

В ходе контрольного мероприятия основное внимание было уделено проверке наиболее крупного получателя субсидий - Фонда поддержки и развития футбола в Самарской области (далее - Фонд).

Общий объем предоставленных в 2017-2018 годах на государственную поддержку профессионального спорта субсидий составил 3 624 млн. рублей.

Субсидии предоставляются министерством спорта в рамках подпрограммы «Система подготовки спортивного резерва и развитие спорта высших достижений на 2014 - 2020 годы» государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2020 годы», при анализе которой установлено, что показатель, характеризующий выполнение мероприятий подпрограммы в рамках предоставления субсидий, - «Количество посетителей мероприятий, проводимых на территории Самарской области профессиональными спортивными клубами Самарской области» в объеме 4 260 человек ежегодно, значительно занижен и только формально способствует выполнено задачи по повышению эффективности пропаганды профессионального спорта.

Счетной палатой Самарской области рекомендовано для выполнения цели подпрограммы «Система подготовки спортивного резерва и развитие спорта высших достижений на 2014 - 2021 годы» предусмотреть показатели, отражающие достигнутые профклубами спортивные результаты.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий некоммерческим организациям на осуществление деятельности в сфере профессионального спорта и (или) поддержки и (или) развития профессионального спортивного клуба (далее – Порядок предоставления субсидий, субсидии) субсидии в проверяемом периоде предоставлялись министерством спорта 13-ти некоммерческим организациям.

Доля финансовой поддержки Фондом деятельности ЗАО ПФК «Крылья Советов» (далее — ПФК «Крылья Советов», Клуб) за счет средств областного бюджета в проверяемом периоде составила 80% от общего объема доходов Клуба в то время, как на федеральном и региональном уровнях обозначена тенденция к снижению объемов поддержки профессионального спорта за счет средств регионального бюджета и необходимости увеличения финансирования физкультуры, детского и массового спорта.

Наименьшая среди получателей субсидий доля бюджетных средств в общем объеме поступлений — от 27 до 47% сложилась только у 3-х организаций: АНО Футбольный клуб «Сызрань 2003», общественной организации Самарский областной баскетбольный спортивный клуб «Самара» и некоммерческого партнерства Футбольный клуб «ЛАДА-ТОЛЬЯТТИ».

В ходе проверки министерства спорта и Фонда установлено.

Заявленная Фондом потребность в средствах областного бюджета на финансирование текущей деятельности на 2017, 2018 годы завышена на 670 млн. рублей.

Потребность в средствах областного бюджета на компенсацию понесенных затрат в соответствующем финансовом году или на возмещение расходов за два года, предшествующих году получения субсидии, Фондом не заявлялась, но министерством за 2017-20-18 годы и 7 месяцев 2019 года предоставлена субсидия на эти цели в общем объеме 303 млн. рублей.

Фондом не использована субсидия в полном объеме в срок, указанный в Соглашении, неизрасходованная часть субсидии в размере 23 млн. рублей не возвращена Главному администратору в установленный Соглашением срок.

Из общего объема неизрасходованной субсидии (23 млн. рублей) часть субсидии в сумме 6,2 млн. рублей использована Фондом на собственные нужды, что является нецелевым использованием средств областного бюджета.

Установлено отсутствие у Фонда первичных учетных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни, отраженные в регистрах бухгалтерского учета за 2017-2018 годы.

Фондом не ведется обособленный учет операций по использованию пожертвованного имущества.

Условия предоставления субсидий, предусмотренные соответствующим Порядком, не содержат требований о необходимости представления к отчету об использовании полученных субсидий подтверждающих первичных документов, в связи с чем существует риск невозврата субсидий в случаях недостоверности информации в первичных документах.

В нарушение Трудового кодекса, Положения об оплате труда и условий трудовых договоров ПФК «Крылья Советов» не во всех случаях своевременно и в полном размере выплачивалась причитающаяся работникам спортивного блока заработная плата. Компенсация работникам за несвоевременную выплату заработной платы в 2017-2018 годах Клубом не осуществлялась.

Также установлено, что в проверяемом периоде Клубом осуществлялись выплаты премий игрокам, не заявленным на матч, в размере 2,9 млн. рублей, что не соответствует Положению о премировании работников Клуба.

Министерство спорта, предоставляя субсидию Фонду на финансирование деятельности ПФК «Крылья Советов», не имеет возможности, как и органы государственного финансового контроля Самарской области, контролировать использование средств бюджета самим Клубом, что ставит под сомнение целесообразность предоставления субсидии на осуществление поддержки и развития Клуба через Фонд, а не напрямую Клубу в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ.

В нарушение требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в период с 2017 года по июнь-июль 2019 года Клубом и Фондом осуществлялась медицинская деятельность в отсутствие лицензии.

В ходе проверки также установлены многочисленные нарушения налогового законодательства.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу. 

По результатам контрольного мероприятия информация направлена в адрес министерства имущественных отношений Самарской области, Государственной инспекции труда в Самарской области, Управления ФНС России по Самарской области, Управления ФСБ России по Самарской области. 

Представление Счетной палаты направлено в адрес министерства спорта Самарской области.

 

Вернуться на предыдущую страницу