Версия сайта для слабовидящих

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка реализации в 2018-2019 годах полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (совместно со Счетной палатой Российской Федерации) (п.1.3 плана работы на 2020 год)

Счетной палатой Российской Федерации совместно со Счетной палатой Самарской области проведена проверка реализации в Самарской области полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отчет о результатах проверки утвержден на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации с участием Губернатора Самарской области и председателя Счетной палаты Самарской области 15 мая 2020 года (в режиме видеоконференции).

Уровень инвалидизации в Российской Федерации составляет 9,6% общей численности населения страны. В Самарской области этот уровень ниже – 6,8%, количество инвалидов различных категорий составляет 217 700 человек, чуть более одного процента из них признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, из которых 429 человек – это люди, вставшие на учёт ещё до 1 января 2005 года, то есть те, которые должны быть обеспечены социальной выплатой для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета.

В 2020 году для предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий инвалидов Самарской области выделено из федерального бюджета 20,5 млн. рублей, однако потребность в средствах для обеспечения жильем всех состоящих на учете, а многие из них ждут своей очереди от 16 до 30 лет, составляет свыше 262 млн. рублей.

Проведённый в ходе контрольного мероприятия анализ позволил наглядно оценить имеющиеся в настоящее время системные недостатки социальной защиты инвалидов в части улучшения их жилищных условий, в том числе касающиеся нормативно-правового регулирования этого вопроса:

•        Различный подход к обеспечению жильём инвалидов. До 2005 года – наличие отдельно сформированной очереди и предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета. С января 2005 года – отсутствие отдельной очереди, отсутствие федерального финансирования, обеспечение инвалидов жильём на общих основаниях за счёт муниципального жилищного фонда.

•        Низкий размер социальной выплаты (660,123 тыс. рублей), не позволяющий гражданам из числа инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 года, приобрести благоустроенное жильё, особенно в крупных городских округах, где стоимость одного квадратного метра жилья значительно превышает аналогичную его стоимость в отдалённых от областного центра населённых пунктах. При этом у большинства инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, практически отсутствует возможность привлечения собственных средств или ипотечного кредитования в связи с их малообеспеченностью. В Самарской области за 2011-2019 годы обеспечены социальными выплатами 612 человек, на начало 2020 года 470 человек стоит в очереди, из них 354 человека, или более 75% – это инвалиды, проживающие в областном центре – городе Самаре, где на сумму социальной выплаты возможно приобретение только небольшой комнаты в условиях, не приспособленных для жизни инвалида. Все эти нерешённые вопросы привели к сложившейся в настоящее время ситуации, когда многие инвалиды, вставшие на учёт ещё 20-30 лет назад, до сих пор ждут своей очереди на получение социальной выплаты и зачастую вынуждены из года в год принимать решение об отказе в её получении из-за отсутствия необходимых дополнительно к ней собственных средств.

•        Отсутствие правовых оснований для исключения постоянно отказывающихся от получения социальной выплаты инвалидов, либо выбывших с территории муниципалитета в случае невозможности определения их местонахождения.

•        Недостаточность финансовых ресурсов местных бюджетов для приобретения жилья в целях формирования муниципального жилищного фонда.

При наличии нерешённой проблемы с обеспечением жильём инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 года, невозможно решить проблему обеспечения жильём тех инвалидов, которые учтены в очерёдности после 1 января 2005 года и подлежат обеспечению жильём в соответствии с полномочиями местных органов исполнительной власти за счёт муниципального жилищного фонда. В Самарской области таких 1915 человек. Ввиду отсутствия свободных жилых помещений на территории муниципальных образований Самарской области, а также ограниченности средств местных бюджетов, очередность малоимущих граждан практически не уменьшается.

В Самарской области предпринимаются различные меры для того, чтобы снять остроту нуждаемости инвалидов в жилье, в том числе путём предоставления жилых помещений в специализированном жилом доме. На сегодняшний день в нем проживает 27 инвалидов, в том числе инвалиды-колясочники.

Решение вопроса обеспечения жильём инвалидов осуществляется в нашем регионе и посредством участия граждан в государственных программах Самарской области (программы, предусматривающие предоставления жилых помещений или социальных выплат труженикам тыла, молодым семьям, детям-сиротам), а также выделением средств из резервного фонда. Так за 2018-2019 годы из числа инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005, обеспечены жильём на условиях социального найма, или посредством выделения социальных выплат 43 человека.

По результатам мероприятия Счетной палатой Российской Федерации направлены:

предложения федеральным органам исполнительной власти по ускорению завершения реализации мероприятий по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года;

информационное письмо Губернатору Самарской области;

информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Представления по итогам мероприятия не вносились.

Вернуться на предыдущую страницу