Версия сайта для слабовидящих

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных бюджету городского округа Самара в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года на реализацию отдельных мероприятий Приложения №1 государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 года, в том числе в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» (п.1.22 плана работы на 2020 год)

Счетной палатой Самарской области проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных бюджету городского округа Самара в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года на реализацию отдельных мероприятий Приложения №1 государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 года, в том числе в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

В рамках контрольного мероприятия проанализированы правомерность, эффективность и целевое использование средств областного бюджета, выделенных на строительство 6-ти объектов:

  • обеспечение автомобильными дорогами микрорайона «Волгарь» в Куйбышевском районе г.Самара, 1 комплекс, 1 очередь. Наружное освещение (далее – Объект №1);

  • строительство автомобильной дороги по ул.Александра Солженицына ПК 2+66,30 до этнокультурного комплекса «Парк Дружбы народов» (далее – Объект №2);

  • строительство автомобильной дороги по ул.Александра Солженицына (II очередь) (далее – Объект №3);

  • строительство автомобильных дорог в жилом районе «Волгарь», бульвар Засамарская слобода, ул.Виталия Талабаева (далее – Объект №4);

  • автодороги, расположенные в пределах жилой застройки по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, 23 км (далее – Объект №5);

  • строительство автомобильной дороги от примыкания к ул.Осетинской (ПК6+51,18) с выходом на автомобильную дорогу на ул.Народная (далее – Объект №6).

В результате контрольного мероприятия установлено следующее.

Общий объем финансирования в проверяемом периоде на строительство Объектов составил 460,6 млн. рублей, в том числе: в 2019 году - 394,7 млн. рублей (средства федерального бюджета 207,1 млн. рублей, средства областного бюджета 149,2 млн. рублей, средства бюджета г.о.Самара 38,4 млн. рублей), в 2020 году – 65,9 млн. рублей (средства областного бюджета 52,7 млн. рублей, средства бюджета г.о.Самара 13,2 млн. рублей).

Анализ кассового исполнения за 2019 год показал, что объем невостребованной (неиспользованной) субсидии составил 94,5 млн. рублей, из которых 83,6 млн. рублей по Объектам №2 и №5. Причинами неполного освоения субсидии явилось некорректное формирование департаментом градостроительства городского округа Самара (далее – Департамент) видов и объемов работ, которые были указаны в техническом задании и в конкурсной документации, и нарушение подрядчиком графика выполнения работ.

Таким образом, Департаментом, как главным распорядителем бюджетных средств, ненадлежащим образом выполнялись предусмотренные Бюджетным кодексом РФ полномочия по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований.

В ходе мероприятия установлено, что г.о. Самара выполнено условие предоставления субсидии, Объекты №№1-4 и 6 введены в эксплуатацию и используются, строительство Объекта №5 продолжается (запланированный срок завершения строительно-монтажных работ - 31.12.2020).

Выборочная проверка локальных ресурсных сметных расчетов отклонений в объемах и видах работ не выявила. Осмотры объектов с проведением выборочных контрольных обмеров на соответствие объемов фактически выполненных строительно-монтажных работ объемам, отраженным в актах о приемке выполненных работ, отклонений также не выявили.

Исследование предмета контрольного мероприятия в разрезе государственных программ Самарской области показало следующее.

На территории Самарской области реализуется государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» (далее – Государственная программа), подпрограмма «Стимулирование жилищного строительства, в том числе строительства стандартного жилья, в Самарской области», являющаяся приложением №1 к Государственной программе (далее – Подпрограмма).

Приложением №2 Подпрограммы в 2019 году предусмотрен ввод объектов транспортной инфраструктуры на территории Самарской области в количестве 8 единиц, в том числе на территории г.о. Самара 6 объектов, которые отражены в предмете контрольного мероприятия.

Приложением №21 Подпрограммы утвержден перечень проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья на территории Самарской области, а также показатель ввода жилья в рамках каждого инвестиционного проекта жилищного строительства. Для жилого района «ЭкоГрад Волгарь» на 2019 год этот показатель равен 100,00 тыс. кв.м, для жилого района «Новая Самара» – 74,259 тыс. кв.м.

Анализ фактических результатов за 2019 году показал:

  • на территории жилого района «ЭкоГрад Волгарь» общая площадь введенных в эксплуатацию жилых объектов в 2019 году составила 26,867 тыс. кв.м (27% от запланированного значения показателя ввода жилья в эксплуатацию) – показатель не достигнут. Другой же показатель Государственной программы – количество вводимых в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры на территории жилого района «ЭкоГрад Волгарь» – достигнут;
  • на территории жилого района «Новая Самара» показатель ввода жилья в эксплуатацию не достигнут: введено в эксплуатацию 38,664 тыс. кв.м (52% от запланированного объема). Показатель – количество вводимых в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры на территории жилого района «Новая Самара» – также не достигнут.

Согласно установленной методике эффективность использования субсидии оценивается путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений целевых показателей результативности предоставления (результатов использования), в частности: объем ввода в эксплуатацию жилья в рамках реализации проекта по развитию территории, предусматривающего строительство объекта, в году предоставления субсидии. С учетом низкого исполнения показателя по вводу жилья в эксплуатацию эффективность использования предоставленной в 2019 году субсидии на софинансирование строительства дорог на территории жилого района «ЭкоГрад Волгарь» составила 26,87%, на территории жилого района «Новая Самара» – 52%.

Анализ действующей государственной модели стимулирования инвестиций в жилищное строительство показал, что в ней участвуют два субъекта: государственные (муниципальные) органы исполнительной власти (далее – органы исполнительной власти) и застройщики, реализующие проекты комплексного развития территории. Порядок участия органов исполнительной власти и их ответственность за нарушение данного порядка четко регламентированы, предусмотрена их ответственность за бездействие (ненадлежащие действия) второго субъекта при реализации проекта комплексного развития территории. При этом участие застройщика является неопределенным и представляет собой ничем не обеспеченное намерение построить согласованный объем жилья, возможность государственных (муниципальных) органов юридически повлиять на объем строящегося жилья не усматривается. Такая неопределенность порождает отсутствие ответственности застройщика. В конечном счете, перечисленные обстоятельства могут повлиять на степень достижения показателей региональной составляющей федерального проекта «Жилье».

По итогам контрольного мероприятия направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков в департамент градостроительства городского округа Самара.

По итогам контрольного мероприятия направлено информационное письмо в министерство строительства Самарской области.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу.

Вернуться на предыдущую страницу