Версия сайта для слабовидящих

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Самарская пригородная пассажирская компания» и анализ использования им вложений Самарской области в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года»

Счетной палатой Самарской области проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Самарская пригородная пассажирская компания» (далее - АО «Самарская ППК», Общество) и анализ использования им вложений Самарской области в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года.

Акционерами (учредителями) АО «Самарская ППК» являются Самарская область, в лице министерства имущественных отношений Самарской области, с долей в уставном капитале 51 % (51 акция) и ОАО «РЖД» с долей в уставном капитале 49 % (49 акций).

Установлено, что транспортное обслуживание населения Самарской  области в части пригородных пассажирских перевозок осуществлялось в  отсутствие соглашения между АО «Самарская ППК» и министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Минтранс СО) на среднесрочную перспективу (2016-2018 годы), заключение которого предусмотрено Комплексным планом, утвержденным постановлением Правительства Самарской области.

Безубыточность (прибыльность) пригородных пассажирских перевозок, предусмотренная учредительным договором о создании АО «Самарская ППК», не обеспечена.

Компенсация выпадающих доходов Общества, возникающих в связи с государственным регулированием тарифа на проезд и установлением 50 % скидки для обучающихся, осуществляется Минтрансом СО в виде субсидий из областного бюджета. За период 2017-2018 годов и 1 квартал 2019 года Обществу предоставлена государственная поддержка на сумму 602,5 млн. рублей, однако, это не позволило Обществу выйти на безубыточный уровень.

Результатом финансово-хозяйственной деятельности Общества в 2017 году являлся убыток в сумме 48,7 млн. рублей, за 1 квартал 2019 года - 65,6 млн. рублей. Финансово-хозяйственная деятельность АО «Самарская ПГЖ» за отдельные периоды (2011-2013 годы) также являлась убыточной.

По состоянию на 01.01.2019 непокрытый убыток Общества составлял 92,9 млн. рублей, долгосрочная кредиторская задолженность перед ОАО «РЖД» за аренду подвижного состава (151 вагон) - 187,7 млн. рублей.

Отрицательное значение стоимости чистых активов - 87,9 млн. рублей (меньше совокупной величины уставного капитала и резервного фонда на 88 млн. рублей) - указывает на превышение долгов АО «Самарская ППК» над стоимостью его имущества. Неудовлетворительная структура баланса свидетельствует о возможном возникновении риска несостоятельности Общества в силу статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах).

Установлено, что Обществом допускалось размещение бюджетных средств на депозитных счетах в коммерческих банках. При этом досрочное погашение реструктуризированной задолженности перед ОАО «РЖД» при наличии свободных денежных средств Обществом не осуществлялось.

В нарушение Устава Общества сделки, в том числе по передаче денежных средств на депозит в сумме от 15 000 тыс. рублей до 167 000 тыс. рублей (51 сделка), осуществлялись Обществом без предварительного одобрения советом директоров.

С 2011 года причины образования отрицательных чистых активов акционерами и членами Совета директоров Общества не рассматривались, меры по улучшению финансового состояния не принимались. Средства резервного фонда на покрытие убытков не направлялись, вопрос об использовании средств резервного фонда также не выносился на рассмотрение совета директоров АО «Самарская ППК» с 2011 года. Ревизионная комиссия АО «Самарская ППК» не осуществляла контроль над формированием и использованием резервного фонда с 2011 года.

В ходе проверки также установлено, что генеральным директором АО «Самарская ППК» в период с 30.07.2008 по 21.02.2019 допускалось совмещение должностей в органах управления других организаций без получения согласия совета директоров, в нарушение Закона об акционерных обществах.

В период с 2012 по 2017 годы для ведения судебных дел привлекались адвокаты при наличии в штате юридического сектора. Сумма выплаченных гонораров, включая судебные издержки, составила 33 632 тыс. рублей, в том числе 11 632 тыс. рублей выплачено по иску, в удовлетворении которого судом отказано.

АО «Самарская ППК» не обеспечен возврат гонорара в доход Общества адвокатским бюро в сумме 2 600 тыс. рублей, включение в расходы Общества указанной суммы неправомерно.

Выявлены нарушения локальных правовых актов АО «Самарская ППК», повлекшие необоснованность выплат ежемесячных пособий сотрудникам по коллективному договору в сумме 8 тыс. рублей и премии генеральному директору Общества в сумме 779 тыс. рублей. Часть премии в сумме 691 тыс. рублей включена в расходы по субсидируемой деятельности.

По оценке Счетной палаты, ненадлежащее исполнение обязательств по обслуживанию пассажиров в пригородных поездах и на перронах, отсутствие должного контроля со стороны Общества за выполнением условий договоров указывает на риски недополучения доходов.

Проверка выявила недостатки нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, в том числе в части возможности предоставления их в объеме, превышающем фактическую потребность, отсутствия установленной формы отчета для расчета субсидий и требования по предоставлению документов об отсутствии просроченной задолженности перед бюджетом Самарской области.

В настоящее время Обществом принят план мероприятий по приведению чистых активов в соответствие с величиной уставного капитала Общества, принято решение акционеров об использовании прибыли прошлых лет на покрытие имеющихся убытков, озвучено намерение Общества вынести на заседание совета директоров вопрос о направлении средств резервного фонда на покрытие убытков.

Проверка показала низкую эффективность мер, принимаемых АО «Самарская ППК» по оптимизации затрат и увеличению доходов Общества.

В ходе проведения контрольного мероприятия в Счетную палату поступило обращение первой общественной организации «Межрегиональная Антикоррупционная Независимая Организация» по вопросам осуществления Обществом закупки определенного оборудования по завышенным ценам. По результатам проверки доводы заявителя не подтвердились.

Вместе с тем, Счетной палатой выявлены признаки завышения стоимости систем видеонаблюдения при их закупке на сумму 1 136,9 тыс. рублей, из которых 549 тыс. рублей возмещено за счет средств субсидий.

Кроме того, выявлены нарушения в закупочной деятельности, свидетельствующие о необходимости повышения эффективности закупочной деятельности, в том числе неразмещение (несвоевременное размещение) сведений в ЕИС, заключение договора с ценой, превышающей начальную максимальную цену договора открытого конкурса, признанного несостоявшимся, отсутствие протокола формирования начальной максимальной цены договора и другие.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.

Представление об устранении выявленных нарушений и недостатков направлено в адрес АО «Самарская ППК».

Вернуться на предыдущую страницу