Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2019-2030 годы»

Счетной палатой Самарской области проведена комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2019-2030 годы (далее – государственная программа, госпрограмма).

В ходе мероприятия установлено.

Установленная государственной программой цель соответствует общему целеполаганию в данной сфере, определенному на федеральном уровне Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года.

В результате проведенного анализа выявлено отсутствие логической взаимоувязки задач, поставленных госпрограммой и проблемных вопросов, указанных в ее текстовой части.

В государственной программе наблюдается снижение запланированных объемов финансового обеспечения развития субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с объемами, выделенными на аналогичные цели в 2014 - 2018 годах.

Показатели результативности национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и стратегические показатели государственной программы практически идентичны – лишь один дополнительный стратегический показатель «Оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия)» фигурирует в государственной программе.

Госпрограммой также предусмотрено 19 тактических показателей, 8 из которых (42%) идентичны целевым индикаторам реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Количество и смысловое содержание показателей (стратегических и тактических) представляется объективным для оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы.

Госпрограммой не предусмотрено адресное выделение финансовых средств непосредственно субъектам среднего и малого предпринимательства.

Учитывая, что Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441, в качестве вектора развития малого и среднего предпринимательства обозначено обеспечение режима максимального благоприятствования развитию предпринимательства в виде снижения административных барьеров, использование «промежуточного звена» в виде некоммерческой организации, либо государственного автономного учреждения, может усложнить доступ к источникам государственной поддержки.

Значения стратегических показателей, запланированных государственной программой, демонстрируют тенденцию к росту на протяжении периода реализации.

Выборочный анализ динамики тактических показателей показал, что из 19 предусмотренных показателей:

- два показателя не демонстрируют динамики, начиная с 2019 года;

- три показателя, достигнув своих значений к 2021 году, не предполагают изменений в дальнейшем;

- четыре показателя демонстрируют резкий спад, начиная с 2022 года, т.е. за рамками периода действия Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

- показатель количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, направленную на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, демонстрирует стойкое снижение к 2023 году.

Значения трех показателей, указанных в Приложении 3 к госпрограмме как базовые в 2018 году, не совпадают со значениями данных годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственной программы «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области на 2014 - 2030 годы» за 2018 год, представленного министерством экономического развития и инвестиций Самарской области.

Прогнозируемое количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым планируется оказать финансовую поддержку в рамках госпрограммы, демонстрирует динамику стремительного снижения к 2022 году (с 31 982 ед. в 2019 году до 4 270 ед. в 2022 году).

Доля получивших государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства составит: в 2019 году – 23,8% общего количества субъектов в 2018 году; в 2020 году – 11,2%; в 2021 году – 10,5%, в 2022 году – 3,2%.

В период реализации госпрограммы не предусматривается роста объема поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде комплекса услуг, направленных на содействие их развитию. Запланированный на 2019-2023 годы средний объем поддержки, рассчитанный на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, составляет 4 037 рублей, что на 2 408 рублей или на 37,3% ниже среднего уровня, предоставляемого за истекшие 5 лет – 6 445 рублей.

Снижение запланированного количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих государственную поддержку в рамках программы, свидетельствует о прогнозируемом отсутствии положительной динамики развития данных субъектов.

Прогнозируемое сокращение объемов помощи со стороны органа исполнительной власти может привести к риску недостижения стратегических показателей государственной программы и снижению стимулов для предпринимательской инициативы в обозримом будущем.

В настоящее время мониторинг и оценка приоритетных проектов и государственных программ принципиально различаются как по форме, так и по содержанию. В этой связи существенной системной проблемой является дезинтеграция госпрограмм и приоритетных проектов в качестве их структурного элемента.

По результатам мероприятия министерству экономического развития и инвестиций Самарской области предложено предусмотреть средства на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Самарской области в объемах, не ниже уровня 2014-2018 годов в целях недопущения снижения стимулов для предпринимательской инициативы в будущем; рассмотреть возможность оказания «адресных» мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях снижения административных барьеров для реализации режима максимального благоприятствования развитию предпринимательства; усилить контроль за расходованием средств, предоставляемых в рамках госпрограммы в виде субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственным автономным учреждениям Самарской области на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также рассмотреть возможность разработки унифицированного нормативного правового акта в сфере программной разработки и установления общих стандартов и требований к разработке, реализации и оценке всех реализуемых в Самарской области государственных программ и региональных составляющих федеральных проектов.