Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года»

Счетной палатой Самарской области проведена комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года» (далее - государственная программа, программа). В ходе мероприятия установлено.

За период с 2009 по 2018 год в Самарскую область на реализацию  мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищного коммунального хозяйства (далее - Фонд) привлечено более 6 млрд. рублей средств, что позволило ликвидировать более 350 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда и переселить свыше 20 тыс. человек. Вместе с тем, согласно статистическим данным, в Самарской области наблюдается тенденция увеличения доли аварийного жилищного фонда в общем объеме непригодного для проживания жилищного фонда.

Установлено, что в текстовой части исследуемой программы показатели и анализ рисков её реализации отсутствуют. Также установлено отсутствие в государственной программе критериев очередности участия, что не соответствует пунктам Методических рекомендаций, утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В перечне мероприятий, на которые предоставляются субсидии муниципалитетам в рамках государственной программы, не предусмотрены мероприятия по сносу и реконструкции аварийного жилищного фонда, заявленные в составе комплекса мероприятий программы, при этом планируемая цель программы «Снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов» - недостижима. Согласно представленным пояснениям, мероприятия по сносу относятся к полномочиям органов местного самоуправления, их финансирование осуществляется за счет средств местных бюджетов.

При сопоставлении планируемых способов переселения граждан с направлениями предоставления субсидий программы установлено, что 2 из 5 запланированных механизма не используются для реализации мероприятий программы и, соответственно, не обеспечивают достижение целей и задач программы. Согласно представленным пояснениям, указанные способы переселения были определены путем информирования граждан (из опросов ОМС).

Счетной палатой Самарской области в 2015 году проводилось экспертно- аналитическое мероприятие «Анализ эффективности реализации программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Самарской области», в результате которого по I этапу реализации областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, входящих в состав государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», был выявлен ряд проблем при реализации мероприятий по переселению, в том числе:

-    использование при составлении адресных перечней по переселению устаревших сведений о количестве жилых помещений, их площади, принадлежности (частная или муниципальная собственность), количестве проживающих граждан;

-    неосуществление муниципальными образованиями должного контроля за качеством предоставляемого жилья;

-    отказ граждан от переселения и судебные иски граждан, связанные с качеством и месторасположением предоставляемого жилья;

-    проблема сноса расселенных аварийных домов, в том числе, в связи с отсутствием у муниципальных образований денежных средств на данные цели.

С учетом проблем и недостатков в организации и реализации переселения граждан в муниципальных образованиях, ранее выявленных Счетной палатой в 2015 году, а также результатов анализа исследуемой государственной программы, имеется риск неэффективной реализации мероприятий программы, недостижения заявленных целей и задач программы.

По итогам мероприятия министерству строительства Самарской области даны рекомендации, касающиеся приведения программы в соответствие с положениями Порядка и Методических рекомендаций. Также Счетной палатой министерству предложено провести дополнительную проверку предоставленных муниципальными образованиями предложений по включению в перечень переселяемых аварийных жилых домов, а также актуализировать по мере необходимости стоимость одного квадратного метра общей жилой площади при приобретении жилых помещений в построенных жилых домах.