Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Комплексная финансово- экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2018 годы»

Счетной палатой Самарской области проведена комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2018 годы» (далее - госпрограмма, программа). Ответственный исполнитель программы - министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - министерство).

Согласно редакции госпрограммы от 14.11.2017 общий объем финансирования, запланированный на 2014-2018 годы, составил 59 127,2 тыс. рублей, из них 4 794,3 тыс. рублей средства областного бюджета, формируемые за счет средств субсидии из федерального бюджета.

Основная доля расходов - 48 546,6 тыс. рублей (94,8%) - выпадает на мероприятия по решению задачи 2 «Создание условий для адаптации участников государственной программы и членов их семей, в том числе оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве в целях их закрепления на территории Самарской области».

За время реализации государственной программы в Самарскую область переселилось 13 254 соотечественника и членов их семей, которые являлись гражданами 17 государств, в т.ч. Украины (4121 человек), Армении (1492 человека), Казахстана (2593 человека), Таджикистана (2103 человека), Узбекистана (1917 человек).

За первые годы реализации госпрограммы доля переселившихся в Самарскую область в общем количестве соотечественников и членов их семей, получивших свидетельство участника госпрограммы, низка: в 2014 году - 32,02%; в 2015 году - 29,03%. И только к 2017 году она составила 96,66%.

Анализ данных, предоставленных службами центров занятости населения, свидетельствует о продолжающейся потребности работодателей Самарской области в квалифицированных рабочих и инженерных кадрах. Самая высокая доля дефицита рабочей силы (25,52%) приходится на специалистов высшего уровня квалификации. На квалифицированных рабочих технических специальностей в совокупности приходится 28,59% дефицита. Дефицит неквалифицированных рабочих также высок (20,48%).

Учет данных по трудоустройству соотечественников ведется без разбивки по Общероссийскому классификатору занятий. В связи с этим не представляется возможным оценить квалификацию переселившихся соотечественников.

В 2015 году 5 соотечественников прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование с оказанием материальной поддержки в период обучения. Затраты областного бюджета на данные мероприятия составили 138,9 тыс. рублей. Из них трудоустроено 4 человека. Обучение проводилось по специальностям: бухгалтер, водитель категории В и С, повар-кондитер. В последующих годах эта услуга оказалась невостребованной.

Анализ данных статистической отчетности, предоставленных Самарастат, позволил выявить, что количество соотечественников, получивших свидетельство участника госпрограммы и постоянно или временно проживающих на законном основании на территории РФ, существенно превышает количество участников госпрограммы, проживающих за рубежом. Так, соотечественники, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Самарской области, от участников госпрограммы составили: в 2014 году - 96,68%, в 2015 году - 85,68%, в 2016 году - 79,95%, в 2017 году - 64,64%. Возможно сделать вывод, что программа исполняется за счет легализации граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации.

Участие в госпрограмме дает большие преимущества по сравнению с общим порядком получения гражданства РФ: без соблюдения сроков проживания перед подачей заявления (непрерывно пять лет по общим правилам), правил о материальном достатке, о владении русским языком. Срок рассмотрения заявления в этом случае сокращается с одного года до трех месяцев со дня подачи заявления. Сложившаяся ситуация не выполняет цель государственной программы, делающей упор на переселение соотечественников, проживающих за рубежом.

Основополагающими мероприятиями по реализации госпрограммы являются мероприятия по информационному сопровождению. Однако за четыре года реализации программы проведено всего 6 презентаций госпрограммы в форме видеоконференций с соотечественниками, проживающими за рубежом. По итогам видеоконференций наблюдалось резкое увеличение переселившихся в Самарскую область соотечественников и членов их семей.

Слабо используются возможности специализированных сайтов: АИС «Соотечественники» и «Русский век». Министерством иностранных дел РФ ежегодно проводятся круглые столы, в рамках которых можно презентовать региональные программы переселения соотечественников. География их проведения постоянно расширяется. Однако Самарская область участия в подобных мероприятиях не принимает.

Для информационного сопровождения госпрограммы не используются возможности современных мультимедийных компьютерных технологий и информационно-коммуникационной сети Интернет, возможности межведомственного взаимодействия в части информирования вероятных переселенцев о потенциале Самарской области.

Показатели (индикаторы), предусмотренные государственной программой, необъективно освещают ее реализацию, их количество недостаточно для полноценной комплексной оценки эффективности реализации госпрограммы.

Плановые показатели по прибывшим и зарегистрированным участникам госпрограммы оказались фактически занижены: степень достижения в 2015 году составила 437,7%, в 2016 году - 1125,0%, в 2017 году - 1946,2%.

Отсутствуют показатели, учитывающие результаты обустройства соотечественников, переселившихся в Самарскую область, обеспечение квалифицированными кадрами, работу министерства по привлечению обучающейся молодежи, особенно технических специальностей.

Учитывая вышеизложенное, Счетной палатой Самарской области министерству труда, занятости и миграционной политики предложено принимать более деятельное участие с целью поддержки соотечественников, желающих переселиться в Самарскую область, и обеспечивать действенный набор мер для закрепления участников госпрограммы и членов их семей на территории региона. Кроме того, в случае принятия решения о продлении срока действия государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» до 2023 года министерству целесообразно провести оценку плановых значений показателей и пересмотреть их перечень для эффективного отражения объективности реализации госпрограммы.

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.