Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования средств областного бюджета, выделенных в 2016, 2017 годах ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета»

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено по предложению Самарской Губернской Думы.

Анализ выполнения Указа Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а также «дорожной карты» в сфере культуры, принятой в Самарской области в целях его реализации, показал, что среднемесячная заработная плата работников Театра превышала целевые показатели, установленные «дорожной картой», в 2016 году - на 1 268 рублей, в 2017 году - на 1 659 рублей. Дополнительное расходование средств областного бюджета на заработную плату работников Учреждения, по расчетам Счетной палаты, составило: в 2016 году - 524 тыс. рублей; в 2017 году - 696 тыс. рублей.

Установленный предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы за год руководителей учреждений культуры в Самарской области, в том числе и генерального директора Театра, и среднемесячной заработной платы работников учреждений выше, чем аналогичный показатель по отдельным учреждениям социальной сферы Самарской области: по учреждениям здравоохранения Самарской области - в пределах от 1,3 до 2,9 раза; по учреждениям образования Самарской области - в пределах от 1,4 до 2,3 раза; по учреждениям службы семьи и демографического развития Самарской области - в 1,4 раза.

Выявлен высокий удельный вес вакансий (на 01.01.2018 - 17,8%, или 143,59 штатных единицы), длящихся в течение 1,5-6 лет, что экономически необоснованно и требует корректировки и оптимизации штата.

В нарушение ст. 285 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3.4 «Порядка  и  условий установления персональных надбавок» (раздел 3 Положения об определении порядка и системы начисления стимулирующих выплат работникам ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета») в 2016 и 2017 годах согласно приказам генерального директора были неправомерно установлены ежемесячные персональные надбавки к окладу не пропорционально отработанному времени (0,5 ставки), а к должностному окладу за полностью отработанный календарный  месяц  главному  дирижеру: в 2016 году в размере   от 1072% до 1105 %, или от 92 029 рублей до 94 245 рублей в месяц,  в 1-3 кварталах 2017 года в размере 949%, или 83 431 рубль в месяц; главному режиссеру: во 2 и 4 кварталах 2016 года – в размере 665%, или 58 463 рубля в месяц, во 2 квартале 2017 года - 602%, или 52 295 рублей в месяц.

При выполнении госзаданий в части создания новых спектаклей за 2016 и 2017 годы в смету по созданию новых спектаклей Театром была включена гонорарная часть, которая содержала вознаграждения (гонорары) в том числе сотрудникам Театра, в частности, главному дирижеру, главному режиссеру, главному балетмейстеру, главному художнику.  С указанными сотрудниками были заключены контракты на выполнение работ по созданию спектаклей в рамках их компетенции, в ходе анализа которых было установлено, что обязанности по созданию новых спектаклей, указанные в контрактах, и  обязанности, указанные в должностных инструкциях этих работников в части создания новых постановок, являются дублирующими, то есть создание новых постановок должно было производиться указанными сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, за добросовестное исполнение которых им начислялась и выплачивалась заработная плата. Следовательно, заключение дополнительных контрактов, которые предусматривают оплату работ, идентичных выполняемым штатными сотрудниками Театра в рамках трудовых отношений нельзя считать экономически оправданными. Таким образом, Театром произведена двойная оплата труда по созданию новых спектаклей указанным сотрудникам; сумма выплат по контрактам за счет средств бюджета Самарской области составила за 2016 год 1 445,98 тыс. рублей, за 2017 год – 517,25 тыс. рублей.

Анализ использования средств, полученных в рамках деятельности, приносящей доход (иной деятельности) Учреждения, показал.

Объем доходов от приносящей доход деятельности в 2017 году (86 213 тыс.рублей) по сравнению с 2016 годом (79 331,36 тыс.рублей) увеличился на 8%. Основную долю доходов, полученных от деятельности, приносящей доход, составляют доходы, полученные в рамках исполнения госзадания, а именно – показа спектаклей: в 2016 году – 86,7%, в 2017 году – 86,2% от общего объема полученных доходов; доля поступления от иной, приносящей доход деятельности, сверх госзадания в 2016 году составила 9,5%, в 2017 году – 11,4%, доходы от сдаваемых в аренду помещений и возмещение коммунальных услуг: в 2016 году – 1,7%, в 2017 году – 1,1%.

Объем расходов за счет средств, полученных в результате осуществления деятельности, приносящей доход, за 2017 год (82 731,6 тыс.рублей) увеличился на 9,6%, по сравнению с аналогичным показателем 2016 года (74 750,1 тыс.рублей).

Доля расходов на заработную плату сотрудников Театра от общего объема расходов за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход, составляет в 2016 году – 45,2%, в 2017 году – 42,8%. Объем расходов на заработную плату увеличился в 2017 году на 1 631,7 тыс. рублей, или на 4,6%.

При этом необходимо отметить, что расходы на заработную плату административно-хозяйственного персонала увеличились на 2 965,3 тыс. рублей, или на 4,5%, из них расходы на заработную плату заместителей генерального директора увеличились на 833,2 тыс. рублей, или на 41,1%. Расходы на заработную плату артистического персонала уменьшились за 2017 год на 1 384,4 тыс. рублей, или на 22,3% по сравнению с аналогичным показателем за 2016 год.

Доля расходов на аренду недвижимого имущества (жилых помещений для творческого персонала) составила в 2016 году 12,5% (9 353,04 тыс.рублей), в 2017 году – 9,8% (8 162,12 тыс.рублей) от общего объема расходов за счет средств, полученных в результате осуществления деятельности, приносящей доход.

Учреждение, арендуя жилые помещения для работников, не учитывает материальное положение (доходы работников), продолжительность проживания в арендованном жилье. Счетная палата Самарской области усматривает прямую заинтересованность работников в проживании именно в арендованных Театром жилых помещениях в течение длительного периода времени (от 1 года до 9 лет), и, как следствие, получение ими дохода в натуральной форме в виде оплаты Учреждением арендных платежей по найму жилых помещений. Для целей решения вопроса исчисления НДФЛ с доходов информация направлена в УФНС России по Самарской области.

Учреждением в результате не заключения договоров о возмещении коммунальных  и  эксплуатационных  услуг с  ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)», ГБУ ДО «Детская центральная хореографическая школа», ГБУ ДО «Детская центральная хоровая школа» и нарушения пункта 3.2. условий договоров Учреждения с ГБУК «Самарский областной художественный музей» и с Некоммерческой организацией «Российский фонд культуры» о возмещении коммунальных и эксплуатационных услуг, допущены неэффективные расходы областного бюджета (из средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания) на оплату части коммунальных услуг, потребленных ссудополучателями в сумме  2 403,8 тыс.рублей. и неэффективные расходы средств от приносящей доход деятельности в сумме 66,16 тыс.рублей.

Информация о выявленных нарушениях была направлена в министерство культуры Самарской области с предложениями осуществлять мониторинг средней заработной платы работников Учреждения в части превышения целевых показателей, установленных «дорожной картой»; провести всесторонний анализ штатной численности и принять меры по приведению ее в соответствие с реальными потребностями Учреждения; не допускать заключения контрактов со штатными сотрудниками во избежание двойной оплаты труда за выполнение одних и тех же обязанностей при включении в смету новых постановок гонорарной части; установить критерии для предоставления работникам театра во временное владение и пользование жилых помещений, принадлежащих на праве собственности третьим лицам, а также установить предельные сроки оплаты арендных платежей в пользу работника»; не допускать нарушения Налогового кодекса РФ, своевременно удерживать НДФЛ с сумм оплаты за своих работников арендных платежей по найму жилых помещений и перечислять налог в бюджет, а также не допускать нарушений Трудового кодекса РФ, локального нормативного акта «Порядка и условий установления персональных надбавок» в части установления персональных надбавок работникам Учреждения.