Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проверка соответствия использования благополучателями денежных средств на социально значимые цели, указанные в Законе Самарской области от 24 мая 1999 года № 18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области», за период 2014-2017 годов и истекший период 2018 года»

Счетной палатой Самарской области проведена проверка соответствия использования благополучателями денежных средств на социально значимые цели, указанные в Законе Самарской области от 24 мая 1999 года № 18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области».

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено.

Осуществление благотворительной деятельности на территории Самарской области в исследуемом периоде регулировалось Федеральным законом от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Федеральный закон №135-Ф3) и Законом Самарской области от 24.05.1999 № 18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области» (далее - Закон Самарской области № 18- ГД), принятым почти через четыре года после вступления в силу Федерального закона №135-Ф3.

На региональном уровне не обеспечена своевременность приведения законодательства о благотворительной деятельности в соответствие с Федеральным законом №135-Ф3. Изменения и дополнения в Закон Самарской области № 18-ГД вносились со значительным отставанием (от одного года до восьми лет) после внесения изменений и дополнений в Федеральный закон №135-Ф3.

В Законе Самарской области № 18-ГД насчитывается двадцать одна социально значимая цель благотворительной деятельности. Эти цели полностью дублируются из Федерального закона №135-Ф3 и имеют общий характер.

Неконкретность установленных в региональном законодательстве о благотворительной деятельности целей вызывает сложности при оценке правильности расходования благотворительных пожертвований, затрудняет контроль за правомерностью применения льгот налогоплательщиками - участниками благотворительной деятельности.

Согласно данным муниципальных образований Самарской области в 2014 -2017 годах и 1 квартале 2018 года на территории Самарской области на благотворительную деятельность направлено от юридических лиц 2 055,8 млн. рублей, из которых половина приходится на городские округа Сызрань (26,1%) и Новокуйбышевск (23,5%). Органы местного самоуправления в основном владеют информацией о масштабах благотворительной деятельности своей территории только в пределах средств, проходящих через местные бюджеты. Вместе с тем, в целях решения социально-экономических проблем территорий органы местного самоуправления должны рассматривать сотрудничество с благотворителями в качестве приоритетного направления развития.

В исследуемом периоде в благотворительной деятельности на территории Самарской области участвовало сорок благотворительных фондов, через которые благополучателями получено 115,7 млн. рублей.

В целях расширения возможностей благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших определенную часть облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, Законом Самарской области от 07.11.2005 №187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» установлены пониженные ставки налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, от 13,5% до 16,5% (НК РФ установлена ставка - 17,0%).

По данным УФНС России по Самарской области льготой по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, по итогам 2014 - 2017 годов воспользовалась тридцать одна организация на сумму 107,6 млн. рублей.

Льгота была получена налогоплательщиками четырех муниципальных образований Самарской области: городских округов Самара, Тольятти, Сызрань и муниципального района Ставропольский.

По отношению к общему объему поступлений налога на прибыль за указанный период (158 857,7 млн. рублей) доля налоговых расходов бюджета в виде льготы составила всего 0,07%.

Выявлены организации, направившие на благотворительность значительные суммы пожертвований (от 516 до 26 млн. рублей), но при этом не воспользовавшиеся льготой по налогу на прибыль.

Установлены факты неправомерного предоставления организациям - благотворителям льгот по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, в сумме 7,4 млн. рублей.

Информация по указанным фактам направлена в УФНС России по Самарской области для проведения мероприятий налогового контроля.

В исследуемом периоде получателями благотворительных пожертвований в основном являлись организации сферы физической культуры и спорта, образования и здравоохранения. Двенадцать организаций - благополучателей, осуществляющих деятельность в указанных сферах, финансировались из областного бюджета. Общий объем средств, полученных ими из двух источников, составил 1 497,1 млн. рублей, из которых 92,6% нагрузки приходится на областной бюджет.

Проверкой расходования полученных благотворительных пожертвований установлено, что шестью благополучателями средства использовались не только на социально значимые цели благотворительной деятельности, но и на свое текущее содержание: из 71 млн. рублей средств, полученных от благотворителей, на собственные нужды данными организациями направлено 21,3 млн. рублей, или 30%.

С учетом изложенного в целях повышения качества администрирования налога на прибыль Счетная палата считает целесообразным рассмотреть вопросы о внесении изменений и дополнений в законодательство, регулирующее осуществление благотворительной деятельности на территории Самарской области, в том числе:

конкретизировать социально значимые цели благотворительной деятельности;

при предоставлении льготы благотворителям установить ограничения, исключающие заявление в целях налогообложения расходов, направляемых на текущее содержание благополучателей;

установить перечень документов, служащих основанием для предоставления льготы.

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу, в министерство управления финансами Самарской области, а также в УФНС России по Самарской области.