Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Самарской области в 2015-2017 годах. Оценка эффективности администрирования министерством имущественных отношений Самарской области неналоговых доходов от использования и реализации имущества Самарской области»

Счетной палатой Самарской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие по вопросам эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Самарской области, в 2015 - 2017 годах.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, является Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, МИО СО).

Установлено, что в ведении Министерства находятся 2 организации, дублирующие функции органа исполнительной власти - ГУП «Самарская областная имущественная казна» (в части управления и распоряжения имуществом) и ГКУ «Региональный центр недвижимости» (в части проведения оценки имущества, далее - ГКУ «РЦН»). При этом доходы ГУП «Самарская областная имущественная казна» от аренды недвижимости и продажи автомобилей за 3 года составили 116 млн. рублей, что превышает доходы областного бюджета по соответствующему источнику поступлений в 2 раза (51 млн. рублей). Реализация полномочий по оценке имущества через ГКУ «РЦН» имеет негативную практику несвоевременного исполнения заявок МИО СО. Затягивание сроков предоставления отчетов об оценке составляет до 11 месяцев. Последствия для бюджета - недополученные доходы в размере 0,7 млн. рублей.

Для ведения Реестра имущества Самарской области (далее - Реестр имущества) используется автоматизированная информационная система «Управление активами Самарской области», которая не интегрирована с внешними информационными системами. Базовый модуль системы для учета земельных и имущественных отношений не обновлялся более 7 лет в связи с отсутствием финансирования, что не позволяет обеспечить достоверный учет государственного имущества Самарской области и актуальность сведений Реестра имущества.

На 01.01.2018 общая стоимость имущества по Реестру имущества составляла 278 млрд. рублей. В Реестре числится 8 727 объектов недвижимости, из которых 30% не оформлены в собственность Самарской области (2 499 объектов).

Проблема полноценного учета земли остается не решенной длительное время. В Реестре имущества содержатся только сведения по оформленным участкам. МИО СО меры не приняты несмотря на то, что Счетной палатой указывалось на необходимость их принятия по результатам контрольных мероприятий, проведенных еще в 2009 и 2013 годах.

Установлено, что расхождение стоимости имущества в Реестре имущества с данными бухгалтерского учета и отчетности Министерства составляло от 12,3 млн. рублей (на 01.01.2017) до 324,3 млн. рублей (на 01.01.2015). Указанное нарушение влечет недостоверность баланса исполнения консолидированного бюджета Самарской области.

Инвентаризация имущества проводилась органами исполнительной власти в 2015 году на основании постановления Правительства Самарской области от 10.09.2015 №568 (далее - Постановление №568), согласно которому инвентаризация проводилась в отношении недвижимого имущества за исключением автомобильных дорог, инвентаризация которых также не проводилась министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Отчет по инвентаризации не содержит данных об инвентаризации земельных участков. Полученная локальная информация органов исполнительной власти о земельных участках не является системной, не соответствует Реестру имущества и не может быть принята как результат инвентаризации.

Одним из негативных факторов такой организации работы по инвентаризации земли являются факты незаконного использования земельных участков и неосновательного обогащения в сумме 14,8 млн. рублей, выявленные Министерством впоследствии в рамках мероприятий земельного контроля.

Объем поступлений в областной бюджет от чистой прибыли унитарных предприятий (далее - ГУП) за 3 года составил 123 млн. рублей. При этом полномочия администратора доходов в части контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей осуществлялись МИО СО ненадлежащим образом. На 01.08.2018 общий объем неисполненных обязательств ГУП перед областным бюджетом составил 10,4 млн. Рублей.

Целью приватизации ГУП является привлечение инвестиций на их развитие, однако ни одно из акционированных за последние 3 года предприятий не привлекло средств из внебюджетных источников.

Установлено низкое качество планирования процесса приватизации и непроработанность вопросов по включению объектов в программы приватизации, поскольку сложилась практика включения неоформленного или неподготовленного имущества.

За 3 года доходы областного бюджета от аренды земли составили 20 млн. рублей. При этом отмечается рост дебиторской задолженности почти в 2 раза. На 01.01.2018 объем неисполненных обязательств перед бюджетом составил 11 млн. рублей, что почти в 2 раза превышает сумму поступлений за 2017 год (6,1 млн. рублей).

В настоящее время существует риск нанесения ущерба областному бюджету в сумме 6,5 млн. рублей, ввиду установления в рамках исполнительных производств фактов отсутствия должников по месту регистрации.

Министерство является единственным исполнителем и главным распорядителем средств областного бюджета по Государственной программе по формированию земельных участков для граждан, имеющих трех и более детей. Программа содержит 5 показателей, из которых в рамках возложенных полномочий МИО СО оказывает прямое влияние только на показатель предоставления субсидий местным бюджетам. За 2015-2017 годы муниципалитетам предоставлены субсидии в сумме 85 млн. рублей. За указанный период отмечается отрицательная динамика объемов финансирования программы в связи с заявительным характером субсидирования.

Параллельно с программой по формированию земельных участков Минстроем реализуется Государственная программа по развитию жилищного строительства, в которой предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий местным бюджетам на строительство коммунальной инфраструктуры на земельных участках жилищной застройки, в том числе по указанной категории граждан. В 2015 году на данные цели было предусмотрено 48 млн. рублей, которые не освоены. В 2016-2017 годах мероприятие не финансировалось, что свидетельствует об отсутствии комплексного программного подхода к решению важной социальной задачи. Вместе с тем, данные рекомендации давались Министерством регионального развития РФ в 2013 году.

В 2015 году в соответствии с Законом Самарской области от 03.04.2002 №15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» сформирован залоговый фонд Самарской области, который в настоящее время включает 87 объектов общей балансовой стоимостью 1,6 млрд. рублей. Установлено, что перечень имущества залогового фонда содержит недостоверную и неактуальную информацию. В исследуемом периоде имущество предоставлялось в залог только 1 раз.

В 2015 - 2017 годах Правительством Самарской области заключено 8 концессионных соглашений в целях реконструкции и модернизации объектов недвижимого имущества Самарской области. Установлено, что применяется практика предоставления государственного имущества в концессию без взимания платы, либо установления концессионной платы, несоразмерной стоимости имущества, переданного в эксплуатацию.

В рамках мероприятия проведены осмотры объектов недвижимости, включенных в Реестр имущества, на предмет их сохранности и эффективности использования.

Установлено, что объект незавершенного строительства на ул. Таганская в Куйбышевском районе используется под несанкционированное проведение игр в пейнтбол с 2016 года. Фактически охрана объекта поручена ГКУ «РЦН» и должна обеспечиваться привлеченным подрядчиком в рамках заключенных госконтрактов. Бюджетные расходы на оплату охранных услуг ненадлежащего качества составили 2 млн. рублей.

Спортивные залы учебных корпусов ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)» оборудованы тренажерами и спортивным инвентарем. По данным открытых источников, по данному адресу проводятся занятия спортивного клуба единоборств, защиты и самообороны. В залах размещены рекламные баннеры данного клуба. Установленные факты указывают на наличие признаков предоставления учебным учреждением площадей в аренду третьим лицам без оформления договорных отношений.

В многоквартирном доме на ул. Пятая просека, д. 101, предназначенном для обманутых дольщиков, на первом этаже имеются нежилые помещения площадью 766 кв.м, переданные МИО СО в хозяйственное ведение ГУП «Самарская областная имущественная казна». Помещения площадью 392 кв.м не используются, а помещения площадью 374,9 кв.м сдаются в аренду под гостиницу. Ежегодный доход ГУП от сдачи в аренду данного имущества составляет 1,3 млн. рублей. В случае заключения договора аренды МИО СО указанные платежи являлись бы доходом областного бюджета.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу. Информация также направлена в МИО СО.