Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности администрирования в 2015-2017 годах органами исполнительной власти Самарской области денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба в результате незаконного и нецелевого использования средств областного бюджета, выявленных по результатам мероприятий внутреннего и внешнего государственного финансового контроля»

Счетной палатой Самарской области проведен анализ эффективности администрирования в 2015-2017 годах органами исполнительной власти (далее - ОИВ СО) Самарской области денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба в результате незаконного и нецелевого использования средств областного бюджета, выявленных по результатам мероприятий внутреннего и внешнего государственного финансового контроля.

За 2015-2017 годы по результатам финансового контроля установлены нарушения, выразившиеся в незаконном и нецелевом использовании средств областного бюджета, на сумму 322,5 млн. рублей, в том числе:

внешний государственный финансовый контроль (7 проверок Счетной палаты) - 68,3 млн. рублей;

внутренний финансовый контроль (73 проверки, проведенные 14 ОИВ СО) - 192,4 млн. рублей;

внутренний государственный финансовый контроль (1 проверка Федеральной службы финансового и бюджетного надзора в Самарской области в министерстве строительства Самарской области) - 61,7 млн. рублей.

Результаты внутреннего финансового контроля ОИВ СО свидетельствуют о том, что в 2015-2017 годах наибольшее количество проверок проведено министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - МСХГТ СО) - 56,2% (41 из 73). Суммарный объем выявленных МСХП СО нарушений составил 56,8% от общего объема показателя, составившего 192,4 млн. рублей.

Показатели результативности проверок внутреннего финансового контроля по выявленным нарушениям выше среднего сложились по министерству промышленности и технологий Самарской области (далее - Минпром СО) - 14,6 млн. рублей, министерству спорта Самарской области - 10,9 млн. рублей, министерству образования и науки Самарской области (далее - Минобрнауки СО) - 3,9 млн. рублей, МСХП СО - 2,7 млн. рублей.

Показатели результативности по суммам взыскания выше среднего сложились по Минобрнауки СО - 0,8 млн. рублей, МСХП СО и Департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области - 0,3 млн. рублей.

Наиболее часто встречающимся нарушением является несоблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов в форме субсидий) из областного бюджета - 316,7 млн. рублей (98,2% от общего объема нарушений по результатам финансового контроля). Иные нарушения составили 5,8 млн. рублей (1,8%).

В исследуемом периоде у главных администраторов доходов отсутствовало единообразие при применении бюджетной классификации для доходов в виде перечислений сумм выявленных нарушений по результатам мероприятий финансового контроля.

Анализ принятых правовых актов ОИВ СО показал их недостаточность для осуществления полномочий по администрированию доходов, что свидетельствует о необходимости их доработки.

Так, порядки администрирования доходов 13 главных администраторов доходов и методики прогнозирования доходов 15 главных администраторов доходов не соответствуют установленным требованиям действующих нормативных правовых актов (далее - НПА).

В утвержденных методиках прогнозирования у главных администраторов доходов отсутствует унифицированный подход к методам расчета прогнозного объема поступлений по одним и тем же видам доходов.

Не соответствуют требованиям действующих НПА учетные политики ряда ОИВ СО, которые предусматривают отражение начисления доходов в объемах поступлений денежных средств, а не в объемах принятых обязательств плательщиков.


Счетная палата, начиная с 2008 года, неоднократно обращала внимание ОИВ СО на необходимость ведения бухгалтерского учета доходов областного бюджета по методу начисления. Однако сложившаяся практика отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов по их фактическому поступлению, свидетельствует об обратном.

В нарушение правил бухгалтерского учета обязательства объектов финансового контроля по возврату средств в размере 143,3 млн. рублей, возникшие по состоянию на 01.01.2018 на основании предъявленных требований ОИВ СО, не отражены в регистрах бухгалтерского учета.

Последствием недостоверного формирования в учетных регистрах суммы недоимки по платежам в бюджет является искажение бюджетной отчетности.

Неотражение (несвоевременное отражение) в бухгалтерском учете возникших обязательств плательщиков по возврату денежных средств в бюджет затрудняет контроль за процессом управления дебиторской задолженностью, ставит под сомнение эффективность проводимых мероприятий по ее урегулированию.

Установлены факты, когда неотраженная в бухгалтерском учете задолженность проходит стадии от текущей до безнадежной к взысканию, что занимает несколько лет.

На 01.01.2018 по данным бюджетной отчетности ОИВ СО задолженность по возврату средств в областной бюджет по результатам проведенных мероприятий финансового контроля составляла 83,3 млн. рублей.

Фактический объем неисполненных обязательств объектов финансового контроля перед областным бюджетом на 01.01.2018 составил 226,6 млн. рублей, что свидетельствует о недостаточности мер по урегулированию задолженности.

В 2015-2017 годах объектам финансового контроля направлено 92 требования на общую сумму 245,2 млн. рублей. В досудебном порядке погашены обязательства на сумму 11,3 млн. рублей. На основании судебных решений подтверждено взыскание 218,4 млн. рублей, фактически по решению суда возвращено 20,2 млн. рублей.

В рамках исполнительного производства в результате обращений в Федеральную службу судебных приставов в бюджет поступило 1,4 млн. рублей.

Недостаточно эффективно используется механизм урегулирования задолженности в рамках исполнительных производств. Вместе с тем, в качестве положительного примера можно привести практику взаимодействия МСХП СО с Федеральной службой судебных приставов по Самарской области в форме ежеквартального мониторинга (сверки) исполнительного производства, инициированного МСХП СО.

Таким образом, с учетом результатов данного экспертно-аналитического мероприятия резервами пополнения доходной базы областного бюджета является  повышение качества администрирования доходов и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной поддержки в части введения возможных ограничений на получение бюджетных средств при наличии неисполненных обязательств по погашению задолженности перед бюджетом.

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена в адрес Губернатора Самарской области.