Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия Комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

Счетной палатой Самарской области проведена финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - программа, госпрограмма). Ответственным исполнителем мероприятий госпрограммы является министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство).

Общий объем средств, запланированный на реализацию госпрограммы за счет средств областного бюджета в 2014 - 2020 годах составляет 4 602 млн. рублей.

В рамках госпрограммы предусмотрена реализация следующих задач: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами дорожной инфраструктуры.

По итогам экспертизы установлено.

За 4 года реализации госпрограммы на мероприятия было потрачено 3 136,7 млн. рублей или 68,1% общего запланированного объема.

В соответствии с годовыми отчетами о ходе реализации госпрограммы, комплексный показатель ее результативности составил:

-   в 2014 году 90,4% - эффективность признана высокой;

-   в 2015 году 112,2% - эффективность признана высокой;

-   в 2016 году 139,4% - эффективность признана высокой;

-   в 2017 году 101,8% - эффективность признана высокой.

В качестве основного финансового инструмента реализации поставленных задач в госпрограмме используется механизм  предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области.

Госпрограммой не определен механизм и порядок дальнейшего использования создаваемых объектов - не ясны балансодержатели вновь создаваемых имущественных комплексов, источники финансирования обеспечения необходимым специализированным оборудованием, кадровыми ресурсами объектов здравоохранения, источники дальнейшего текущего содержания объектов, круг получателей услуг вновь создаваемых объектов.

Функции министерства в процессе предоставления субсидий местным бюджетам ограничиваются осуществлением контроля за выполнением органом местного самоуправления выполнения соглашений без конкретизации мер, возможных к реализации в данном направлении.

При этом ответственность за правильность заключения муниципальных контрактов, составление смет, приемки законченного строительством объектов находится вне рамок действующих порядков и заключенных соглашений.

Кроме того, анализ порядков предоставления субсидий органам местного самоуправления на решение вопросов местного значения показал, что отраслевые органы государственной власти Самарской области участия в процессе регулирования осуществления данных полномочий, а также осуществления данного контроля не принимают.

Изложенные аспекты процесса реализации мероприятий госпрограммы свидетельствуют о недостаточности имеющихся механизмов управления программой, выражающейся в отстраненности отраслевых министерств от хода реализации госпрограммы; сосредоточенности усилий ответственного исполнителя госпрограммы исключительно на механизме предоставления бюджетных средств, исключив из сферы внимания вопросы корректности проводимой предварительной работы и последующего контроля за достижением целей госпрограммы, а также в отсутствии механизмов внедрения и поддержки достигнутых в результате реализации программы результатов.

В рассматриваемую программу за период 2014 — 2017 годов вносилось 22 изменения, большинство изменений в объемы финансирования и значения показателей результативности госпрограммы вносились «под факт».

В этой связи в целях осуществления отраслевого контроля за реализацией мероприятий госпрограммы, координации и согласования действий по их корректировке и исключения дублирования с иными расходными обязательствами Самаркой области, Счетной палатой предложено расширить перечень соисполнителей государственной программы органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит решение отраслевых проблем сельской местности, реализуемых в рамках госпрограммы, а именно:

-   министерством строительства Самарской области;

-   министерством здравоохранения Самарской области;

- министерством спорта Самарской области;

-   министерством образования и науки Самарской области;

-    иными органами исполнительной власти Самарской области (исходя из специфики реализуемых мероприятий);

-   органами местного самоуправления.

Также внесено предложение дополнить порядки предоставления субсидий положениями, расширяющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части осуществления контроля за предварительной работой, проводимой органами местного самоуправления при подготовке к реализации мероприятий госпрограммы, и последующего контроля за достижением целей госпрограммы.