Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка поступления в областной бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Самарской области, в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года»

Счетной палатой Самарской области по предложению комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы проведен анализ поступления в областной бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Самарской области, в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года.

Установлено, что недвижимое имущество региональных органов власти использовалось ими исключительно для собственных нужд, а учреждениями и государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) - как для общехозяйственных нужд, так и предоставлялось в аренду.

Деятельность по предоставлению в аренду недвижимого имущества в 2015 году осуществлялась 92 государственными учреждениями, 3 ГУП, в 2016 году - 121 учреждением и 3 ГУП, в 2017 году - 117 учреждениями и 2 ГУП.

84 % арендодателей составляли учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Самарской области и министерству образования и науки Самарской области. Арендодателем имущества казны выступало министерство имущественных отношений Самарской области (далее - МИО СО, министерство).

На 01.10.2017 в аренду было предоставлено 407 объектов недвижимости: 66 объектов - имущество казны; 319 объектов - в оперативном управлении учреждений; 22 объекта - в хозяйственном ведении ГУП.

При отсутствии зарегистрированного права собственности Самарской области 13 организациями предоставлено в аренду 25 объектов недвижимости. Объем неправомерно полученных доходов составил 37,8 млн. рублей.

Не обеспечена государственная регистрация 11 договоров аренды, что влечет риск признания их недействительными.

За 2015-2016 годы и 9 месяцев 2017 года доходы областного бюджета от сдачи в аренду имущества Самарской области составили 50,5 млн. рублей или 0,6% общего объема неналоговых доходов областного бюджета.

МИО СО не обеспечено качественное прогнозирование указанных доходов. Плановые назначения регулярно перевыполнялись (от 3,0% до 16,0%) при том, что данный источник доходов стабилен точки зрения прогнозирования.

Доходы бюджетных и автономных учреждений от сдачи в аренду недвижимого имущества составили 538,9 млн. рублей, доходы ГУП - 112,2 млн. рублей. Так, подведомственным МИО СО ГУП «Самарская областная имущественная казна» получены доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества в сумме 107,2 млн. рублей (95,5% от объема доходов ГУПов). При этом его платежи в областной бюджет от чистой прибыли за 2015-2017 годы составили 0,03 млн. рублей.

Размер арендной платы, подлежащей перечислению в областной бюджет, фактически определялся на основании результатов оценки рыночной стоимости имущества. Полномочия по обеспечению проведения оценки осуществлялись подведомственным МИО СО учреждением в рамках заключенных договоров с подрядными организациями.

Установлены факты неисполнения указанным учреждением заявок министерства и затягивания сроков их исполнения от 4 до 11 месяцев. В результате МИО СО не обеспечен своевременный пересчет размера арендной платы. Выпадающие доходы областного бюджета составили не менее 0,7 млн. рублей.

Установлены факты несвоевременного отражения начислений арендной платы и дебиторской задолженности. Не применялись меры по начислению и взысканию пени за несвоевременное внесение арендных платежей на сумму 0,2 млн. рублей; не обеспечивалось своевременное взыскание задолженности по платежам в бюджет. За период с 01.01.2015 по 01.10.2017 задолженность по арендной плате перед областным бюджетом увеличилась с 4,1 млн. рублей до 64,2 млн. рублей.

МИО СО не обеспечено надлежащее функционирование системы контроля управления государственной собственностью в части рационального и эффективного использования имущества Самарской области, предусмотренное Законом Самарской области от 03.04.2002 №15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области».

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена врио Губернатора Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.