Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения консолидированного бюджета Самарской области по имущественным налогам, зачисляемым в местные бюджеты, и оценка эффективности налоговых льгот, установленных муниципальными образованиями Самарской области, в 2014-2016 годах»

Счетной палатой Самарской области проведен анализ исполнения консолидированного бюджета Самарской области по имущественным налогам, зачисляемым в местные бюджеты, и оценка эффективности налоговых льгот, установленных муниципальными образованиями Самарской области. В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

За период 2014-2016 годов имущественные налоги, зачисляемые в местные бюджеты (земельный налог и налог на имущество физических лиц), поступили в сумме 16 135 348 тыс. рублей, что составляет 3% от общего объема доходов консолидированного бюджета Самарской области и 8% от объема доходов местных бюджетов.

В структуре имущественных налогов 73% приходится на земельный налог с организаций, 15% - земельный налог с физических лиц, 12% - налог на имущество физических лиц.


За исследуемый период поступления по данным источникам доходов сократились на 409 304 тыс. рублей или на 7%. При росте поступлений налога на имущество физических лиц на 234 722 тыс. рублей, платежи по земельному налогу сократились на 644 026 тыс. рублей. Динамика в основном связана с применением в целях налогообложения кадастровой стоимости объектов.

Отмечается значительное отклонение прогнозных показателей, установленных законом о бюджете, от прогноза главного администратора доходов – Управления ФНС России по Самарской области (далее – УФНС), что свидетельствует о качестве прогнозирования доходов.

За три года задолженность по имущественным налогам увеличилась почти в 2 раза и на 01.01.2017 составила 2 362 213 тыс. рублей.

Причинами роста задолженности являются: перенос сроков уплаты имущественных налогов физическими лицами до 1 декабря; ограничения, установленные статьей 48 НК РФ по необращению налоговых органов в суд о взыскании задолженности до 3 тыс. рублей; низкая платежеспособность должников; недостаточная (несвоевременная) актуализация баз данных.

В качестве положительного опыта, направленного на урегулирование задолженности, можно отметить положения муниципальных правовых актов сельских поселений м.р. Волжский (Дубовый Умет, Просвет, Спиридоновка и Черноречье), предусматривающие предоставление льгот по земельному налогу при условии отсутствия задолженности.

До 01.01.2017 оценка кадастровой стоимости объектов проводилась оценочными организациями, отобранными министерством имущественных отношений Самарской области (далее - МИО СО) по результатам конкурсных процедур.

Последняя оценка 1 000 175 земельных участков по состоянию на 01.01.2013 проведена в рамках госконтракта по цене 4 900 тыс. рублей. Результаты определения кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В результате изменений, внесенных в указанное Постановление в связи перерасчетом кадастровой стоимости указанных земельных участков в зависимости от их фактического использования, в исследуемом периоде кадастровая стоимость 391 земельного участка, расположенного на территории 7 городских округов и 7 муниципальных районов Самарской области, увеличилась до 2 894 005 тыс. рублей.

Лидерами по увеличению кадастровой стоимости земельных участков среди муниципальных образований являются г.о. Самара – увеличение до 2 034 570 тыс.  рублей по 153 участкам и г.о. Чапаевск – увеличение до 549 547 тыс. рублей по 72 участкам.

Последняя оценка 2 090 947 объектов капитального строительства (далее – ОКС) по состоянию на 01.01.2016 проведена в рамках госконтракта по цене 6 500 тыс. рублей. Результаты работ приняты МИО СО в ноябре 2016 года, но на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия не утверждены нормативным правовым актом Самарской области (далее – НПА).

Неутверждение результатов оценки и, как следствие, ненаправление их в государственный кадастр недвижимости  является нарушением Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В результате средства областного бюджета в сумме 6 500 тыс. рублей на проведение оценочных работ без получения конечного результата в виде НПА израсходованы неэффективно.

В исследуемом периоде судом и комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости удовлетворены требования о снижении кадастровой стоимости недвижимости на сумму 129 595 644 тыс. рублей, из них по земельным участкам –121 452 890 тыс. рублей; по ОКС – 8 142 754 тыс. рублей. Налогооблагаемая база уменьшилась в соответствующем размере, совокупный объем выпадающих доходов оценивается в сумме 1 822 976 тыс. рублей.

Анализ правоприменительной практики муниципалитетов по установлению ставок по земельному налогу свидетельствует об отсутствии системного подхода к их определению в зависимости от вида использования земель, что усложняет администрирование земельного налога.

Единственным муниципалитетом, установившим пониженную налоговую ставку в размере 0,5% (максимальная 1,5%), для земельных участков, занятых спортивно-техническим клубом, является г.о. Кинель. Вместе с тем, в Самарской области насчитывается 11 спортивно-технических клубов РОСТО (ДОСААФ), располагающихся на земельных участках общей площадью более 30 тыс. кв.м, из которых 11,3 тыс. кв.м занято Кинельским спортивно-техническим клубом. Объем выпадающих доходов оценивается в сумме 343 тыс. рублей, ежегодно.

Самая низкая ставка по земельному налогу в размере 0,0235% (максимальная 0,3%) зафиксирована в г.о. Чапаевск для земельных участков, занятых испытательными полигонами.

Представительными органами 127 муниципальных образований (40% от общего количества) установлены пониженные ставки в отношении «коммерческой недвижимости» и объектов стоимостью свыше 300 млн. рублей. Ставки устанавливались в размере от 0,5 до 1,2% (максимальная 2%).

Практически все муниципалитеты воспользовались правом предоставления дополнительных налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков. Большинство дополнительных льгот распространяются на физических лиц и носят социальный характер. Также дополнительные льготы предоставлялись организациям бюджетной сферы и организациям, реализующим инвестиционные проекты.

Отмечается практика предоставления льгот без количественных ограничений, что ставит в неравное положение налогоплательщиков, имеющих только один объект недвижимости, и собственников большого количества недвижимости, а также может создавать условия для оформления недвижимости на льготников и уклонению от налогообложения.

Установлены факты предоставления индивидуальных налоговых льгот, противоречащих нормам налогового и бюджетного законодательства.

В целом в результате предоставления льгот по имущественным налогам в исследуемом периоде объем выпадающих доходов бюджета составил 1 841 869 тыс. рублей, из которых 61% по земельному налогу.

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена главам городских округов и муниципальных районов Самарской области.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен врио Губернатора Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.