Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация об итогах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ государственной программы Самарской области «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года»

Счетной палатой Самарской области проведен анализ государственной программы Самарской области «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года» (далее – госпрограмма, государственная программа). Ответственным исполнителем мероприятий госпрограммы является министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министерство).

Общий объем средств, запланированный на реализацию госпрограммы в 2014-2020 годах, составляет 642,63 млн. рублей.

Цели и задачи анализируемой госпрограммы в целом отвечают вектору развития отрасли, определенному Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года.

Анализ изменений, вносимых в госпрограмму, показал, что за период 2014 – 2017 годов в данную госпрограмму вносилось 16 изменений. По исследуемой государственной программе Счетной палатой неоднократно проводились финансово-экономические экспертизы и давались отрицательные заключения на проекты постановлений.

Исходя из данных министерства, тенденция орошаемых земель демонстрирует снижение: если в 2012 году орошалось 25,8 тыс. га, то уже к концу 2017 года прогнозируется 19,1 тыс. га или 73% к уровню 2012 года. Коренного изменения в мелиоративной сфере сельского хозяйства за период с 2012 по 2017 год не происходит.

Таким образом, результаты реализации государственной программы не повлияли на состояние мелиоративного фонда Самарской области, ни сократив существенным образом площади земель, нуждающиеся в капитальных работах, ни увеличив площади орошаемых территорий.

В качестве финансового инструмента реализации поставленных задач в госпрограмме используется единственное мероприятие, подлежащее финансированию за счет средств областного и федерального бюджетов – «Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем».

Исполнение мероприятия осуществлялось на основании соответствующего Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Самарской, который за истекшие 4 года корректировался 11 раз и были изменены практически все его основные положения. Утвержденные Порядком критерии, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители включаются в перечень для получения субсидий, не позволяют осуществить ранжирование получателей по приоритетности/очередности выделения субсидии при их формальном соответствии всем заданным условиям.

При принятии решения о разработке государственной программы, а также при ее корректировках, министерством в недостаточной степени изучались и прорабатывались объекты, подлежащие бюджетной поддержке. Реестр предполагаемых получателей менялся в 2014 году 5 раз, в 2015 году 4 раза, в 2016 году 4 раза. Согласно пояснениям министерства, корректировка перечня инвестиционных проектов осуществлялась министерством исходя из готовности инвесторов к осуществлению проектов.

По мнению Счетной палаты, с точки зрения социально-экономической эффективности, поддержка и развитие мелиорации земель Самарской области не должна сводиться только к субсидированию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Подобная практика влечет риск неэффективного использования средств областного бюджета, на что изначально было указано в заключении Счетной палаты, подготовленном на проект госпрограммы.

В частности, Счетной палатой в 2015 году проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в 2012-2014 годах и истекшем периоде 2015 года на мероприятия по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Самарской области». По результатам проверки выявлен ряд недобросовестных получателей субсидий, допустивших различные нарушения в ходе реализации областной целевой программы.

При сопоставлении получателей субсидии в рамках текущего экспертно-аналитического мероприятия выявлено, что некоторые из указанных сельскохозяйственных производителей продолжили получать государственную поддержку и в дальнейшем.

Принимая во внимание решение министерства продолжить реализацию государственной программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года» в качестве подпрограммы государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2014-2020 годы», Счетная палата полагает целесообразным расширение сферы ее реализации путем охвата таких мероприятий как технические, организационные, экологические, технологические и хозяйственные, научно-исследовательские, логистические, образовательные, а также мероприятий, направленных на стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию, на оптимизацию переработки, транспортировки и сбыта.

Кроме того, Счетная палата полагает целесообразным измеримо и объективно описывать текущую ситуацию в отрасли, а также обоснованно указывать желаемое состояние, достигаемое путем программных мероприятий; расширить перечень программных мероприятий, дополнив их более широким спектром направлений деятельности; ввести достаточное количество показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации подпрограммы, предусмотрев четкую их взаимоувязку с финансовыми объемами; усовершенствовать механизм оценки эффективности реализации подпрограммы, применив комплексный подход путем включения оценки социальной, экологической, экономической и бюджетной эффективности хода ее реализации.

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена врио Губернатора Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.