Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы оплаты труда работников образовательных учреждений Самарской области за 2012 год и истекший период 2013 года» и контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на заработную плату работникам образовательных учреждений Самарской области в 2012 году и истекшем периоде 2013 года»

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проанализирована нормативная база по действующей системе оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, а также  полученная по запросам от министерства образования и науки Самарской области информация.

В ходе проведенного в 9-ти образовательных учреждениях контрольного мероприятия был  проведен анализ соблюдения работодателями законодательства об оплате труда и выполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части увеличения заработной платы работников,  по принятию локальных нормативных актов, регламентирующих систему оплаты труда; также проведен сравнительный анализ соотношения средней заработной платы педагогических работников учреждений за 2012 год и 9 месяцев 2013 года и средней заработной платы работников по экономике региона, примерные (индикативные) значения которого  установлены в Плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Самарской области», утвержденном постановлением Губернатора Самарской области от 30.04.2013 № 109.

В результате установлено:

Нормативные правовые акты, регламентирующие оплату труда работников общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования в Самарской области, соответствуют трудовому законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регламентирующим оплату труда работников государственных (муниципальных) учреждений.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 431  утверждено Положение об оплате труда работников подведомственных Министерству образовательных учреждений за исключением руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, общеобразовательных учреждений, оплата труда которых регулируется постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60.

Формирование и распределение фонда оплаты труда, а также расчет заработной платы работников общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60. Основные аспекты Методики состоят в делении ФОТ образовательных учреждений на составные части, каждая из которых имеет четкое направление расходования.

Фонд оплаты труда работников общеобразовательного учреждения состоит из базового фонда в размере не менее 78,9% от ФОТ и стимулирующего фонда в размере не более 21,1% от ФОТ.

Общеобразовательные учреждения области работают в условиях новой системы оплаты труда с 2006 года, в рамках которой предусматривается соответствующая система повышающих коэффициентов, учитывающих специфику работы, а также формируется стимулирующий фонд, за счет которого осуществляется выплата доплат и надбавок, учитывающих качество работы. Виды, порядок и условия установления стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения, за исключением руководителя, определяются локальными актами, разработанными на основе регионального Регламента распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и государственных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области (далее – Регламент), утвержденного приказом Министерства от 19.02.2009 № 29-од, и Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Министерства от 02.04.2009 № 295-р «Об утверждении методических рекомендаций по распределению стимулирующего фонда оплаты труда работников, подведомственных министерству образования и науки Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки».

Регламентом установлено 30 критериев, которые позволяют оценить результативность и качество работы (эффективность труда) работников общеобразовательных учреждений. Перечень приведенных в Регламенте этих  критериев эффективности труда может быть дополнен общеобразовательным учреждением, но не более чем 10 критериями эффективности труда.

Заработная плата педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс в соответствии с учебным планом, зависит от количества учебных часов и от численности обучающихся и рассчитывается по формуле с применением: средней расчетной единицы за один час работы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс в соответствии с учебным планом; повышающих коэффициентов, учитывающих деление класса на группы при обучении отдельным предметам, квалификационную категорию педагогического работника, ученую степень, почетное звание и полученные награды за достижения в сфере образования; компенсационных выплат и доплат, выплачиваемых из специального фонда; стимулирующих выплат педагогическому работнику, осуществляющему образовательный процесс.

Средняя расчетная единица за один академический час работы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс (далее – Сч), рассчитывается и утверждается отдельно для педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом с учащимися по типам и видам обучения.

В соответствии с положениями Методики оплата труда педагога находится в зависимости не только от количества часов, которые ведет этот педагог, но и от количества детей в классах, где он преподает данный предмет. 

Заработная плата руководителя, заместителей руководителей и главного бухгалтера общеобразовательного учреждения устанавливается в соответствии с группой по оплате труда руководителя общеобразовательного учреждения 2 раза в год (в январе и сентябре) и зависит от средней заработной платы педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом, в данном учреждении.

При расчете заработной платы руководителя общеобразовательного учреждения учитывается также величина. Виды, порядок и условия установления стимулирующих выплат руководителю утверждены приказом Министерства от 19.02.2009  № 25-од «Об утверждении видов, порядка и условий установления стимулирующих выплат руководителям государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и государственных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Самарской области» (далее – приказ № 25-од).

Стимулирующие выплаты руководителю государственного общеобразовательного учреждения устанавливаются учредителем. Эффективность (качество) их работы для установления соответствующей надбавки оценивается в январе – по итогам календарного года по 56 критериям. Величина надбавки за эффективность (качество) работы составляет до 2% стимулирующего фонда (в зависимости от типа общеобразовательного учреждения).

Формирование фонда оплаты труда работников учреждений среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда подведомственных Министерству образовательных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 431.

Данным постановлением утверждены должностные оклады работников  образовательных учреждений по профессиональным квалификационным группам должностей работников и профессий рабочих.

Соотношение структурных частей ФОТ установлено методиками расчета норматива финансового обеспечения образовательной деятельности образовательного учреждения соответствующего типа и вида.

Учреждения профобразования относятся к трем группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе 19 объемных показателей деятельности образовательных учреждений, утвержденных Приказом Министерства № 812-од. Эффективность (качество) работы руководителей учреждений профобразования для установления соответствующей надбавки оценивается по 51 критерию. Величина надбавки за эффективность (качество) работы составляет до 5% от стимулирующей части ФОТ учреждения. Общая сумма выплаченных в течение года руководителю учреждения стимулирующих выплат не должна превышать 10% от стимулирующей части ФОТ работников образовательного учреждения.

В целях выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в Самарской области в течение 2012 – 2013 годов были приняты нормативные правовые акты, предусматривающие поэтапное повышение заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений. Постановлением Губернатора Самарской области от 30.04.2013 № 109 утвержден План мероприятий («дорожная карта»), предусматривающий мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом № 597, а также переход на новую систему трудовых отношений, в основе которой лежит механизм эффективного контракта.

На 2013 год значения достижения показателей составляют:

- для педагогических работников учреждений общего образования - на уровне 100% средней заработной платы по  региону;

- для педагогических работников учреждений среднего профессионального образования - на уровне 75% средней заработной платы по региону.

Средняя заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, определенных Указом № 597:

- в 2012 году составила 19 141 рублей, но несмотря на положительную динамику, не достигла уровня средней номинальной начисленной заработной платы в регионе (20 969 рублей);

- за 9 месяцев 2013 года составила в 24 073 рублей (учреждения государственной формы собственности) и 23 185 рублей (учреждения муниципальной формы собственности), при средней заработной плате по региону (22 616 рублей).

Средняя заработная плата работников государственных учреждений среднего профессионального образования, определенных Указом № 597:

- в 2012 году составила 13 195 рублей, или 62,9% от уровня средней номинальной начисленной заработной платы в регионе (20 969 рублей);

- за 9 месяцев 2013 года составила в 19 987 рублей, или 88,4% от уровня средней номинальной начисленной заработной платы в регионе  (22 616 рублей).

Среднемесячная заработная плата руководителя учреждения общего образования составила:

- в 2012 году - 44 689 рублей, что в 2,3 раза превышает среднемесячную заработную плату педагогических работников учреждений и в 3 раза превышает среднемесячную заработную плату прочего персонала. Средняя заработная плата руководителя учреждения увеличилась в среднем на 16,9%, педагогических работников – на 24,2%, прочего персонала – на 6%;

-  за 11 месяцев 2013 года - 47 137 рублей, что в 2 раза превышает среднемесячную заработную плату педагогических работников учреждений и в 3 раза превышает среднемесячную заработную плату прочего персонала. Заработная плата педагогических работников по сравнению с январем 2013 года увеличилась на 8,6%.

Среднемесячная заработная плата руководителя учреждения среднего профессионального образования составила:

- в 2012 году - 69 162 рублей, что в 5,2 раза превышает среднемесячную заработную плату педагогических работников учреждений и в 7,5 раза превышает среднемесячную заработную плату прочего персонала. Средняя заработная плата руководителя учреждения и административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала увеличилась незначительно в среднем на 1,5%, педагогических работников – на 67,1%;

-  за 11 месяцев 2013 года - 72 589 рублей, что в 3,6 раза превышает среднемесячную заработную плату педагогических работников учреждений и в 7,9 раза превышает среднемесячную заработную плату прочего персонала. Заработная плата педагогических работников по сравнению с январем 2013 года увеличилась на 14,9%.

При этом предельный уровень соотношения  средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников образовательных учреждений не устанавливался.

12. Проверками, проведенными в 9-и образовательных учреждениях, установлено:

В   3-х общеобразовательных учреждениях локальные нормативные акты по оплате труда не приведены в соответствие с действующим законодательством.

Только в одном учреждении (МБОУ СОШ №140 г.о. Самара) форма трудового договора с руководителем соответствует типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. Однако и в данном случае договором не установлены значения показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников данного учреждения со средней заработной платой в регионе.

 В 7-и общеобразовательных учреждениях отмечен рост средней заработной платы  у педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, за 9 месяцев 2013 года по сравнению с уровнем средней заработной платы 2012 года от 17,4% до 37,8% (в 2012 году - от 14,3 тыс. рублей до 28,0 тыс. рублей; за 9 мес. 2013 года - от 19,7 тыс. рублей до 34,2 тыс. рублей). Незначительный  рост средней заработной платы в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года (на 1,3%) имеется в МБОУ СОШ № 157 г.о. Самара.

Средняя заработная плата педагогических работников (включая выплаты за счет средств от приносящей доход  деятельности)  в ГБОУ СПО «СМК им. Н. Ляпиной» возросла за 9 месяцев 2013 года по сравнению со средней заработной платой за 2012 год на 18% (в 2012 году-18,4 тыс. рублей, за 9 мес. 2013 года-21,7 тыс. рублей), в ГБОУ СПО «Самарский механико-технологический техникум» на 10,7% (в 2012 году-13,1 тыс. рублей, за 9 мес. 2013 года-14,5 тыс. рублей).

Средняя заработная плата педагогов за счет всех источников  по ГБОУ СПО «СМК им. Н. Ляпиной»  превышает установленный уровень (70% и 75%, соответственно в 2012 и 2013 годах)  к средней заработной плате по Самарской области,  в то же время за счет бюджетных средств  этот показатель по проверенным учреждениям среднего профессионального образования  не достигнут.

Малокомплектные школы, к которым относится проверенная ГБОУ СОШ    с. Большая Каменка м.р. Красноярский (количество учащихся - 76 человек),  получает дополнительное финансирование, что дает возможность  увеличения средней расчетной единицы педагога и заработной платы. Таким образом, средняя расчетная единица педагога в указанной школе превышала среднюю расчетную единицу педагога малочисленной ГБОУ СОШ с. Подъем-Михайловка м.р. Волжский (количество учащихся - 179 человек)  в 2,9 раза (средняя расчетная единица педагога на 01.09.2013  составила соответственно 29,13 рублей и 10,19 рублей).

Из проверенных общеобразовательных учреждений две школы МБОУ ООШ  № 140 г.о. Самара и ГБОУ СОШ с. Подъем-Михайловка м.р. Волжский с небольшим количеством учеников (соответственно 145 и 179 человек) имели уровень средней заработной платы как в 2012 году, так и за 9 месяцев 2013 года ниже уровня заработной платы, сложившегося в Самарской области, в 2012 году соответственно 68,1% и 84,8% и за 9 месяцев 2013 года соответственно 87,2% и 98,7%, не смотря на уменьшение численности учителей с увеличением педагогической  нагрузки на 1-го учителя в среднем более 1,6 ставок.

Важным фактором, обеспечивающим рост средней зарплаты, является уменьшение численности педагогических работников общеобразовательных учреждений, осуществляющих учебный процесс, по сравнению с предусмотренными ставками педагогов по тарификации и увеличения учебной нагрузки (часов) на педагогов. Во всех проверенных школах в проверяемом периоде фактическая численность учителей уменьшена от 20% до 44% от штатной численности, а педагогическая нагрузка на учителя колебалась от 4 часов до 47,5 часов в неделю, средняя нагрузка  на 1-го учителя составляла от 1,2 ставки до 1,9 ставки.

Рост заработной платы педагогических работников в двух проверенных учреждениях среднего профессионального образования достигается не только за счет повышения должностных окладов, но и за счет увеличения учебной нагрузки (средняя педагогическая нагрузка на 1 педагога в проверяемом периоде составила  от 1,2 до 1,6 ставки).

Средняя заработная плата директоров школ в проверяемом периоде  превышала среднюю заработную плату педагогов в диапазоне от 1,3 до 3,9 раза, в связи с тем, что в течение 2013 года заработная плата директоров школ не пересчитывалась  в соответствии с Методикой, несмотря на повышение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с учебным планом.

Средняя заработная плата директоров учреждений среднего  профессионального образования в проверяемом периоде  превышала среднюю заработную плату педагогических работников в диапазоне от 2,4 до 8,4 раза.

 Директора пяти  общеобразовательных учреждений имеют согласованную с учредителем педагогическую нагрузку, за которую, согласно своим приказам получают стимулирующие выплаты без согласования с учредителем. Порядок начисления и выплаты указанного вида материального поощрения директорам школ за выполняемую им педагогическую нагрузку действующими нормативными  актами не установлен.

В 5-и учреждениях установлены прочие нарушения и недостатки при использовании фонда оплаты труда: в четырех учреждениях неправомерно произведены расходы областного бюджета в общей сумме  993,9  тыс. рублей, в т.ч. 875,9 тыс. рублей на  доплаты за работы с вредными и (или) опасными  условиями труда без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, директору одной из проверенных школ без разрешения учредителя произведены стимулирующие выплаты за часы педагогической нагрузки в сумме  118,0 тыс. рублей (с учетом начислений на выплаты по оплате труда);

директором Колледжа им. Н. Ляпиной без разрешения учредителя осуществлялась преподавательская деятельность, за что за счет бюджетных средств выплачено 12,4 тыс. рублей (с начислениями на ФОТ), из внебюджетных средств – 90,0 тыс. рублей; в одном учреждении не производилась доплата за присвоенную квалификационную категорию педагогам за установленную педагогическую  нагрузку по индивидуальному обучению, сумма которой составила 48,4 тыс. рублей.

По результатам проведенных мероприятий министерству образования и науки Самарской области предлагается:

1. Оказать методическую помощь руководителям образовательных учреждений по надлежащему исполнению Указа №597.

2. Установить  контроль за формированием и исполнением локальной нормативной базы подведомственных учреждений в области оплаты труда.

3. Усилить контроль за реализацией Указа №597 в части поэтапного повышения оплаты труда работников образовательных учреждений.

4. Внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и размеры оплаты труда руководителей государственных образовательных учреждений Самарской области:

- в части установления предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников государственных образовательных учреждений;

-урегулирования порядка начисления и выплаты материального поощрения директорам школ за выполняемую ими педагогическую нагрузку.

5. В связи с введением эффективного контракта, предусмотренного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р:

5.1. Министерству заключать трудовые договоры с руководителями государственных образовательных учреждений при поступлении их на работу по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013       № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

5.2. К ранее заключенным трудовым договорам с руководителями государственных образовательных учреждений оформить дополнительные соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора в соответствии с типовой формой.

5.3. Руководителям государственных образовательных учреждений привести заключенные с работниками трудовые договоры в соответствие  требованиями  эффективного контракта.

6. Для достижения средней заработной платы педагогических работников осуществляющих учебный процесс, общеобразовательных учреждений с небольшим количеством учащихся, но не относящихся к малокомплектным, до уровня средней заработной платы по экономике  региона,  принять меры по урегулированию норматива финансирования и формирования фонда оплаты труда работников указанных государственных общеобразовательных учреждений Самарской области.

Также предлагается направить:

- представления  директорам  5-ти проверенных учреждений муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №157 городского округа Самара, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области  средней общеобразовательной школы с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Большая Каменка муниципального района Красноярский Самарской области, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 городского округа Самара, государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»;

- отчет по результатам экспертно-аналитического  и контрольного мероприятий в Самарскую Губернскую Думу и  Губернатору Самарской области;

- информационное письмо и отчет по результатам экспертно-аналитического  и контрольного мероприятий в министерство образования и науки Самарской области.