Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Заключение на отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2012 год

 
Настоящее заключение подготовлено по результатам проведенной в соответствии с ч.6 ст.149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проверки отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее–ТФОМС) за 2012 год, представленного в Счетную палату Самарской области Правительством Самарской области письмом от 11.04.2013 № 6-11/525, а также бюджетной отчётности за 2012 год, представленной ТФОМС во исполнение  ст.ст. 71 и  77 Закона Самарской области от 28.12.2005 № 235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».

Кроме того, проанализированы показатели исполнения бюджета ТФОМС, отраженные в проекте закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2012 год», внесенном на рассмотрение Самарской Губернской Думы Правительством Самарской области  (от 10.04.2013 № 6-43/117).

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета ТФОМС за 2012 год представлена в Счетную палату в составе:

1.       Отчет об исполнении консолидированного бюджета Фонда на 01.01.2013 (форма 0503317);

2.       Баланс исполнения консолидированного бюджета Фонда на 01.01.2013 (форма 0503320);

3.       Отчет о финансовых результатах деятельности Фонда на 01.01.2013 (форма 0503321);

4.       Консолидированный отчет о движении денежных средств Фонда на 01.01.2013 (форма 0503323);

5.  Пояснительная записка на 01.01.2013 (форма 0503160).

Счетной палатой Самарской области проведена оценка полноты и достоверности показателей отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2012 год на основании данных представленных форм годовой отчетности.

Законом Самарской области от 05.12.2011 №128-ГД «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» бюджет ТФОМС по доходам первоначально установлен в сумме  17 028 959,7 тыс. рублей. В результате изменений, внесенных в закон (от 26.12.2011 №155-ГД, от 05.04.2012 №24-ГД, от 25.12.2012 №133-ГД), основные параметры доходов увеличены в целом на 2 659 692,4 тыс. рублей (на 15,6%), в том числе безвозмездные поступления – на 2 656 796,8 тыс. рублей (на 15,7%), налоговые и неналоговые доходы - на 2 895,6 тыс. рублей (на 1,9%).

Показатели утвержденных бюджетных назначений по доходам, отраженные в отчете об исполнении бюджета на 01.01.2013 (форма 0503317), соответствуют плановым назначениям согласно Закону о бюджете ТФОМС и проекту закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2012 год».

Фактически бюджет ТФОМС исполнен по доходам в сумме 19 795 767,5 тыс. рублей, что составляет 100,5% к уточненному и 116,2 % к первоначальному плану.

По сравнению с 2011 годом доходы увеличились на 2 796 243,8 тыс. рублей (на 16,4%), в том числе безвозмездные  поступления – на 7 813 588,1 тыс. рублей (на 66,1%), тогда как налоговые и неналоговые доходы уменьшились на 5 017 344,3 тыс. рублей (на 96,9%).

Исполнение бюджета ТФОМС в разрезе доходных источников за 2012 год  характеризуется следующими показателями:

                                                                                                                                                                                                 тыс. рублей

 

Доходы

Первонач.

бюджет

Уточненный

бюджет

Исполнение

Отклонение

от первонач. показателей

от уточнен.  показателей

Сумма

%

Сумма

%

Налоги на совокупный  доход

-

-

- 2 377,5

-

-

-

-

Единый социальный налог, зачисл. в   ТФОМС за период до 01.01.2010

-

-

1 391,3

-

-

-

-

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

-

-

-228,7

-

-

-

-

Доходы от размещения временно свободных средств

-

-

3 425,1

-

-

-

-

 Прочие доходы  от  компенсации затрат бюджетов ТФОМС

-

208,5

8 377,4

-

-

8 168,9

в 40,2 раза

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 

-

-

11 562,8

-

-

-

-

 Прочие ненало-говые доходы

148 354,4

151 041,5

136 811,6

-11 542,8

92,2

-14 230,0

90,6

Безвозмездные поступления

16 880 605,3

19 537 402,1

19 636 805,5

2 756 200,2

116,3

99 403,4

100,5

ВСЕГО доходов

17 028 959,7

19 688 652,1

19 795 767,5

2 766 807,8

116,2

107 115,4

100,5

Основными источниками, сформировавшими бюджет ТФОМС в 2012 году, являлись безвозмездные поступления – 99,2%. Доля  налоговых и неналоговых доходов в общих поступлениях составила  0,8%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов (158 962,0 тыс. рублей) 86,1% составляют прочие неналоговые доходы, которые в 2012 году поступили в размере 136 811,6 тыс. рублей, что составляет 90,6% к уточненным  плановым показателям. Неналоговые доходы сложились за счет оплаты за оказание лечебными учреждениями Самарской области медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию гражданам, застрахованным на других территориях РФ.

Доходы за счет поступлений по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период до 01.01.2010, составили 1 391,3 тыс. рублей.

Налоги на совокупный доход в части, подлежащей зачислению в ТФОМС, за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011, сложились со знаком минус 2 377,5 тыс. рублей за счет возврата переплаты.

Безвозмездные поступления в бюджет ТФОМС составили 19 636 805,5 тыс. рублей, или 100,5% к уточненному показателю, отраженному в Законе о бюджете ТФОМС.

 В 2012 году безвозмездные поступления сформированы за счет:

 1. Межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в сумме 1 339 522,3 тыс. рублей, из них средства:

 на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) – 413 007,3 тыс. рублей;

на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования – 511 581,0 тыс. рублей;

на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования – 414 934,0 тыс. рублей.   

2. Средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 300 798,4 тыс. рублей, в том числе:

 субвенции на выполнение переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования – 13 242 266,6 тыс. рублей;

субсидии на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 17 509,1 тыс. рублей;

субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 78 384,2 тыс. рублей:

субсидии бюджетам ТФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации – 4 850 506,0 тыс. рублей;

межбюджетные трансферты на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам – 112 132,5 тыс. рублей.

 3. Возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (-) 3 515,2 тыс. рублей.

 

По данным отчета об исполнении бюджета  ТФОМС по состоянию на 01.01.2013  расходы составили 20 041 501,6 тыс. рублей, или  99,0%  от объема расходов, утвержденных Законом  о бюджете ТФОМС на 2012 год с учетом внесенных изменений.

Исполнение бюджета по расходам в 2012 году характеризуется следующими показателями:

                                                                                                                                                                                                       тыс. рублей

 

 

Расходы

 

Утверждено

 

 

 

 

 

Исполнено

 

%  исполнения  относительно

Законом о бюджете ТФОМС (с учетом внесенных изменений)

Бюджетной  росписью с  учетом  изменений

 

Закона

Бюджетной  росписи

Другие общегосударственные вопросы

212 233,0

212 233,0

199 094,9

93,8

93,8

Органы управления государ-ственных внебюджетных фондов

212 233,0

212 233,0

199 094,9

93,8

93,8

Здравоохранение

16 206 968,4

16 367 334,0

16 022 212,0

98,9

97,9

Амбулаторная помощь

549 950 ,7

566 746,7

506 838,2

92,2

89,4

Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

13 939,9

17 611,8

17 611,6

126,3

 

100

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

60 399,8

80 548,1

79 009,6

 

130,8

98,1

Финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицин-скими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)

466 611,0

468 586,8

410 217,0

87,9

87,6

Другие вопросы в области здравоохранения

15 657 017,7

15 800 587,3

15 515 373,8

99,1

98,2

Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи

1 230 860,5

1 230 860,5

 

1 230 855,1

100

100

Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», из них:

14 426 157,2

14 569 726,8

14 284 518,7

 

99,0

98,0

Финансирование СМО на оплату медицинских услуг

13 487 334,5

13 628 921,9

13 346 003,3

99,0

97,9

Ведение дела страховыми медицинскими организациями

188 822,7

190 804,9

188 538,9

99,8

98,8

Создание нормированного страхового запаса

750 000,0

750 000,0

749 976,5

100,0

100,0

Прочие межбюджетные трансферты  общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, из них:

3 822 062,2

3 822 062,2

3 820 194,7

100,0

100,0

Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части укрепления материально-технической базы учреждений

3 506 857,5

3 506 857,5

3 506 857,5

100,0

100,0

Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца

201 204,7

201 204,7

201 204,7

100,0

100,0

 Итого расходов

20 241 263,6

20 401 629,2

20 041 501,6

99,0

98,2

 

Последней редакцией Закона о бюджете ТФОМС на 2012 год не учтены расходы в общей сумме 160 365,6 тыс. рублей, которые согласно абз.3 ч.3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации включены в  сводную бюджетную роспись расходов бюджета ТФОМС:

- получены в конце декабря 2012 года субвенции из средств НСЗ ФФОМС для финансового обеспечения организации ОМС в сумме 143 569,6 тыс. рублей

- расходы по средствам,  полученным в конце декабря из ФФОМС, после принятия последней редакции Закона о бюджете ТФОМС в сумме 11 148,3 тыс. рублей  на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

- остаток  средств  в  сумме 1 975,8 тыс. рублей, возвращенный ТФОМС в  областной бюджет 16.01.2012 в соответствии с приказом министерства управления финансами Самарской области от 21.12.2009         № 01-21/65.

Произведенные ТФОМС в 2012 году расходы, по сравнению с исполнением  за  2011 год  увеличились на  3 342 086,5 тыс. рублей, или на  20%.

Расходы ТФОМС по разделу «Здравоохранение»  составили 16 022 212,0 тыс. рублей,   или  98,9%  от расходов, предусмотренных  бюджетом и 97,9% от расходов, предусмотренных  бюджетной  росписью, которые были распределены   следующим  образом:

«Амбулаторная  помощь»  - 506 838,2 тыс.  рублей,  или 92,2%  от  расходов,  предусмотренных бюджетом и 89,4%,  предусмотренных  бюджетной  росписью,  и  включающих  такие  виды  расходов  как:

-проведение  диспансеризации  пребывающих  в  стационарных  учреждениях  детей-сирот  и  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации  - 17 611,6 тыс.  рублей;

-проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 79 009,6 тыс.  рублей;

-финансовое обеспечение дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми  врачей-терапевтов  участковых,  врачей-педиатров  участковых,  медицинскими  сестрами  врачей  общей  практики  (семейных  врачей) – 410 217,0 тыс.  рублей;

  «Другие  вопросы  в  области  здравоохранения» - 15 515 373,8  тыс.  рублей,  или  99,1%  от  расходов,  предусмотренных  бюджетом  и 98,2% от расходов, предусмотренных   бюджетной  росписью, которые  были направлены на:

- реализацию программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в сумме 1 230 855,1 тыс. рублей;

- реализацию Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» в сумме 14 284 518,7 тыс. рублей, в том числе на:

-финансирование страховых медицинских организаций на оплату медицинских услуг в сумме 13 346 003,3 тыс. рублей;

-ведение дела страховыми медицинскими организациями в сумме 188 538,9 тыс. рублей, что составило 1,4% от суммы средств, поступивших в страховые медицинские организации на оплату медицинских услуг, что соответствует размеру отчислений, утвержденному ст.11 Закона о бюджете ТФОМС на 2012 год;

- создание нормированного страхового запаса в сумме 749 976,5 тыс. рублей.

 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» - 3 820 194,7 тыс. рублей, в том числе:

- на реализацию программ модернизации здравоохранения  в части: укрепления материально-технической базы учреждений в сумме 3 506 857,5 тыс. рублей и внедрения современных информационных систем в здравоохранение, в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца в сумме  201 204,7 тыс. рублей;

 - на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам – 112 132,5 тыс. рублей;

 

 Расходы  на  содержание  исполнительной  дирекции  ТФОМС,  согласно  представленному  отчету,  составили  199 094,9  тыс.  рублей, или  93,8%  к плановым  назначениям 212 233,0 тыс. рублей,  что  на  32 620,6 тыс.  рублей  больше  расходов,  произведенных  в 2011  году. Удельный вес расходов на ведение дел ТФОМС в общем объеме расходов  составил 1,0%.

Средства нормированного страхового запаса в 2012 году израсходованы в сумме 749 976,5 тыс. рублей, или 100% от утвержденного Законом  о бюджете ТФОМС на 2012 год.

Остаток денежных  средств на расчетных счетах ТФОМС по состоянию на 01.01.2013 составил 308 853,2 тыс. рублей, что по сравнению с  началом 2012 года  меньше на 245 734,1 тыс. рублей. Остаток средств по состоянию на 01.01.2013 образовался за счет остатков на счетах ТФОМС по целевым направлениям расходов: субвенции бюджетам ТФОМС для финансового обеспечения организации ОМС на территориях субъектов РФ в сумме 303 874,1 тыс. рублей, а также на реализацию программы модернизации здравоохранения Самарской области, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.д. в  общей сумме 4 979,1 тыс. рублей.

Данные отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2012 год соответствуют  показателям представленных форм бюджетной отчетности и в целом  достоверны.

 

Выводы по  результатам  рассмотрения отчета об исполнении бюджета территориального  фонда  обязательного медицинского  страхования Самарской области и проверки  представленной  отчетности об исполнении бюджета ТФОМС за 2012 год: 

 

1. Бюджет ТФОМС за 2012 год исполнен:

- по доходам в сумме 19 795 767,5 тыс. рублей, или 100,5%  к утвержденным бюджетным назначениям.

- по расходам в сумме 20 041 501,6 тыс. рублей, или 99,0% к утвержденным бюджетным назначениям.

 

2. В 2012 году основные параметры доходов ТФОМС увеличены в целом на  2 659 692,4 тыс. рублей (на 15,6%), в том числе безвозмездные поступления – на 2 656 796,8 тыс. рублей (на 15,7%), налоговые и неналоговые доходы - на 2 895,6 тыс. рублей (на 1,9%).

3. В структуре доходов ТФОМС основными источниками являются безвозмездные поступления – 99,2% (19 636 805,5 тыс. рублей). Доля  налоговых и неналоговых доходов в общих поступлениях составила  0,8% (158 962 тыс. рублей).

 

4. Показатели бюджетных назначений по расходам, отраженные в отчетности ТФОМС за 2012 год, превышают объем  бюджетных  назначений,  утвержденный последней редакцией Закона Самарской области от  05.12.2011  №128-ГД  «О  бюджете  территориального фонда  обязательного медицинского  страхования  Самарской  области  на 2012 год  и  на  плановый  период  2013 и 2014 годов»  на  сумму   160 365,6 тыс.  рублей, учтенную сводной бюджетной росписью расходов бюджета ТФОМС в соответствии с абз.3 ч.3 ст. 217 БК РФ.

 

5. Данные отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2012 год соответствуют  показателям представленных форм бюджетной отчетности и в целом  достоверны.

 

6. Основные показатели исполнения бюджета ТФОМС за 2012 год, отраженные в проекте закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2012 год», соответствуют данным годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС и представленной годовой бюджетной отчетности ТФОМС.