Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности управления и распоряжения имуществом Самарской области, находящимся в оперативном управлении государственных автономных учреждений, за 2010, 2011 годы»

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2012 год.

В 2010-2011 годах на территории Самарской области действовало 15 автономных учреждений, из которых: 6 созданы путем учреждения, 9 – путем изменения типа существующих учреждений. В 2011 году 1 автономное учреждение реорганизовано путем выделения из него государственного бюджетного учреждения, 2 – ликвидировано, 3 - переименованы с 01.01.2012 в государственные бюджетные учреждения.

Правительством Самарской области в отношении автономных учреждений Самарской области не принят нормативный правовой акт, устанавливающий процедуру их создания, реорганизации и ликвидации, и предусматривающий требования к перечню обязательных сведений в соответствующем распорядительном документе. В то время как для бюджетных и казенных учреждений вышеуказанные процедуры регулируются в порядке, установленном постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 №640.

В исследуемом периоде автономные учреждения действовали в сферах физической культуры и спорта, образования, средств массовой информации, в иных сферах, предусмотренных федеральными законами.

 Учитывая цели создания ГАУ СО «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» (создано в целях поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций, кластерных инициатив и промышленного производства) и АУ СО «Региональная исследовательская лаборатория» (создано в целях повышения качества и уровня доступности услуг в сфере охраны труда) и специфику оказываемых ими услуг, возникает вопрос о правомерности их функционирования в форме автономных учреждений в условиях действия Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ. 

В системе регулирования отношений автономного учреждения с его собственником одним из определяющих документов является задание учредителя. В нем указываются все задачи, которые предстоит решить автономному учреждению в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Подпунктом «а» пункта 5 Порядка формирования задания учредителя государственного автономного учреждения Самарской области  и финансового обеспечения выполнения задания, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2008 №538, предусмотрено, что задание автономному учреждению устанавливается с учетом потребности юридических и физических лиц в соответствующих услугах (работах), оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей государственного автономного учреждения по оказанию услуг (выполнению работ).

Однако существенное перевыполнение количественных показателей при исполнении государственных заданий (до 35 раз) рядом автономных учреждений свидетельствует о том, что учредитель формировал государственное задание без проведения соответствующего мониторинга в целях оценки потребности юридических и физических лиц в отдельных услугах (работах).

 

Финансовое обеспечение выполнения автономным учреждением государственного (муниципального) задания с учетом определенных законодательством расходов, осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В 2010-2011 годах субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания выделены автономным учреждениям в размере 1 460 млн. рублей. Кассовое исполнение в 2010 году составило 840 млн. рублей или 98,5% от плана, в 2011 году – 589 млн. рублей или 97,0% от плана.

По результатам анализа полученной информации по ГАУ СО «Агентство технического надзора за строительством объектов дорожного хозяйства, транспорта, связи и информатизации Самарской области» есть основания полагать, что за счет средств областного бюджета, выделенных в 2010 году на исполнение государственного задания в размере 1,5 млн. рублей, были возмещены расходы учреждения на уплату налогов, госпошлин и аренду автотранспортного средства. В силу положений статьи 289 БК РФ в указанных действиях учреждения могут усматриваться признаки нецелевого использования бюджетных средств.

В целях осуществления автономным учреждением своей уставной деятельности на праве оперативного управления за учреждением закрепляется имущество (статья 3 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ). Особый правовой статус в части распоряжения имуществом автономного учреждения установлен в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

По состоянию на 31.12.2011 в распоряжении автономных учреждений Самарской области фактически находилось 69 объектов недвижимого имущества балансовой стоимостью 1 161 млн. рублей, 1 201 объект особо ценного движимого имущества балансовой стоимостью 221 млн. рублей и 908 объектов иного движимого имущества балансовой стоимостью 69 млн. рублей.

Министерством имущественных отношений Самарской области как уполномоченным органом исполнительной власти по управлению имуществом Самарской области не обеспечено надлежащее функционирование системы учета областного имущества и контроля за его использованием:

в нарушение положений статьи 33 Закона Самарской области от 03.04.2002 №15-ГД в реестре имущества Самарской области не учтен 1 201 объект особо ценного движимого имущества на сумму 221 млн. рублей, закрепленный за автономными учреждениями Самарской области;

в нарушение положений пункта 2 Порядка определения видов особо ценного движимого имущества государственного автономного учреждения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 №6, и пункта 5 Порядка определения видов особо ценного движимого имущества государственного бюджетного и автономного учреждения Самарской области и порядка определения перечня особо ценного движимого имущества государственного автономного учреждения Самарской, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 №641, министерством имущественных отношений Самарской области не установлены виды особо ценного движимого имущества автономным учреждениям Самарской области (за исключением ГАУ СО «Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости» и ГАУ СО «Центр инновационного развития и кластерных инициатив»);

в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 130 ГК РФ теплоход «Буревестник-01» балансовой стоимостью 552 тыс. рублей квалифицирован как движимое имущество и приказом министерства имущественных отношений Самарской области необоснованно включен в перечень особо ценного движимого имущества  ГАУ СО «Агентство технического надзора при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Самарской области».

В нарушение части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ 52 объекта недвижимого имущества балансовой стоимостью 330 млн. рублей используются автономными учреждениями, подведомственными министерству образования и науки Самарской области, без правовых оснований, поскольку в отношении указанных объектов не осуществлена государственная регистрация права оперативного управления.

В нарушение части 3 статьи 17 и положений статьи 18 Закона Самарской области от 03.04.2002 №15-ГД учредителями 9 автономных учреждений в исследуемом периоде не принималось решение о закреплении за ними особо ценного движимого имущества Самарской области на праве оперативного управления (министерство образования и науки Самарской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, департамент труда и занятости населения Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, государственная инспекция строительного надзора Самарской области).

ГАУ СО «Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости» в 2010 году допущено неэффективное использование бюджетных средств при приобретении особо ценного движимого имущества (мебель и автомобили) на сумму 12 млн. рублей. Закупка имущества за счет субсидии из областного бюджета в рамках выполнения государственного задания была произведена при отсутствии производственной необходимости и не повлияла на качество и объемы оказанных государственных услуг. Указанное имущество учреждением не использовалось и было изъято учредителем в течение месяца после его приобретения. Данный факт был установлен Счетной палатой в ходе контрольного мероприятия, проведенного в 2011 году.

В исследуемом периоде ГАУ СО «Агентство технического надзора при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Самарской области» посредством публичного предложения реализовано особо ценное движимое имущество на сумму 8 млн. рублей.

В соответствии с нормами действующего законодательства автономные учреждения вправе отчуждать государственное имущество минуя приватизацию и без проведения торгов, что способствует возникновению коррупционных рисков.

Согласно частям 8 и 9 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Самарскую Губернскую Думу, Губернатору Самарской области.