Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Заключение к проекту закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 50 Закона Самарской области от 28.12.2005 №235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области», а также пункта 1 статьи 8 Закона  Самарской области от 30.09.2011 №86-ГД «О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области».

Проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – законопроект, проект закона) направлен Губернатором Самарской области в Самарскую Губернскую Думу с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 49.1. Закона Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».

Согласно пункту 2 указанной статьи проект закона официально опубликован в газете «Волжская коммуна» № 406 от 02.11.2012.

Состав проекта закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

В соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ представленный проект закона содержит основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит (профицит) бюджета. Согласно пункту 2 указанной статьи приложением № 3 к проекту закона о бюджете установлены нормативы распределения доходов между областным бюджетом и местными бюджетами (на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов).

Законопроектом (в текстовой части и в приложениях) предусмотрены информационные и цифровые показатели, установленные пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ.

Приложениями №1 и №2 к проекту закона установлен перечень главных администраторов доходов областного бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Приложением №4 к законопроекту установлено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2013 год. Приложением №5 к законопроекту предусматривается распределение бюджетных ассигнований на плановый период 2014-2015 годов.

Общий объем ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2013 году, установлен статьей 3 законопроекта, и составляет 12 315 532 тыс.рублей.

Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов в 2013 году, установлен статьей 4 законопроекта в следующих объемах:

- 1 094 494,6 тыс.рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

- 5 844,141 тыс.рублей – объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов сельских поселений (отрицательные трансферты).

Межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из областного бюджета, установлены статьей 14 проекта закона в объемах: в 2013 году – 21 610 426 тыс.рублей; в 2014 году – 23 392 603 тыс.рублей; в 2015 году – 27 201 039 тыс.рублей.

Статьей 2 проекта закона устанавливается общий объем условно утвержденных расходов на плановый период 2014 и 2015 годов, сумма которых составляет 3 411 610 тыс.рублей на 2014 год (2,9% расходов бюджета) и 7 472 165 тыс.рублей на 2015 год, (5,7%), что не противоречит установленным пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ показателям (на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета).

Источники финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год в полном объеме (-2 641 506 тыс.рублей) предусмотрены приложением №13 к проекту закона, на 2014-2015 годы – приложением №14.

Пунктом 2 статьи 32 законопроекта установлен верхний предел государственного внутреннего долга Самарской области: на 1 января 2014 года – в сумме 38 419 799 тыс.рублей (в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям – в сумме 971 102 тыс.рублей), что составляет 35,4% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней (38 419 799 / 108 427 754 * 100). Данное соотношение находится в пределах допустимого значения долговой нагрузки на областной бюджет, установленного пунктом 3 статьи 32 проекта закона (45%).

В приложении №15 к проекту закона отражена Программа государственных внутренних заимствований Самарской области, в приложении №16 – Программа государственных гарантий Самарской области.

Программой государственных гарантий предусмотрена выдача гарантий Самарской области по направлению гарантирования – в целях обеспечения заимствований, привлекаемых на реализацию инвестиционных проектов с объемом гарантирования на 2013-2015 годы в одинаковых суммах по 477 752 тыс.рублей. В Программе государственных гарантий предусмотрено право регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением полностью или частично обязательств по гарантиям.

Статьей 28 законопроекта установлены «лимиты бюджетных ассигнований на возможное исполнение обязательств Самарской области», а также условия предоставления гарантий.

Пунктом 5 статьи 32 проекта закона устанавливается право внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа Самарской области в случае осуществления выплат, сокращающих долговые обязательства, что не противоречит требованиям статьи 95 Бюджетного кодекса РФ.

Объемы привлечения областным бюджетом финансовых ресурсов и погашения долговых обязательств, предусмотренные Программой государственных внутренних заимствований Самарской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, соответствуют показателям, установленным в источниках внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (приложения №13 и №14 к законопроекту).

Согласно статье 93.3 Бюджетного кодекса РФ местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет. Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ при утверждении бюджета устанавливаются бюджетные ассигнования для их предоставления на сроки в пределах финансового года и на сроки, выходящие за пределы финансового года.

Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям Самарской области предусмотрено статьей 27 проекта закона. Объемы бюджетных ассигнований на 2013 год для предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам на сроки, выходящие за пределы финансового года, предусмотрены в сумме 500 000 тыс.рублей, на сроки, не выходящие за пределы финансового года, также в сумме 500 000 тыс.рублей.

Согласно требованию бюджетного законодательства Российской Федерации предоставление и возврат бюджетных кредитов местным бюджетам  должно быть отражено в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта.  Согласно п.1 статьи 95 Бюджетного кодекса РФ в состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включается в том числе  разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ предоставление и возврат бюджетных кредитов местным бюджетам предусмотрено в проекте закона в составе источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год (приложение №13 к законопроекту), в том числе:

- предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам в сумме 500 000 тыс.рублей;

- возврат бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам из областного бюджета, в сумме 525 582 тыс.рублей.

Приложением №14 к проекту закона предусмотрены ассигнования на предоставление и возврат бюджетных кредитов на плановый период 2014 и 2015 годов, в том числе:

в 2014 году:

- 500 000 тыс.рублей – предоставление;

- 1 527 947 тыс.рублей  - возврат.

в 2015 году:

- 500 000 тыс.рублей – предоставление;

- 1 702 652 тыс.рублей  - возврат.

При этом в текстовой части проекта закона предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета на плановый период 2014 и 2015 годов не предусмотрено.

Основные характеристики областного бюджета

В статье 1 проекта закона установлены основные характеристики областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, согласно которым:

Общий объем доходов прогнозируется в сумме:

в 2013 году – 109 528 093 тыс.рублей;

в 2014 году – 120 527 543 тыс.рублей;

в 2015 году – 134 388 803 тыс.рублей.

Общий объем расходов планируется в сумме:

в 2013 году – 106 886 587 тыс.рублей;

в 2014 году – 119 540 348 тыс.рублей;

в 2015 году – 132 162 104 тыс.рублей.

Бюджет на 2013 год планируется с профицитом в размере 2 641 506 тыс.рублей, на 2014 и 2015 год – с профицитом (в сумме 987 195 тыс.рублей и 2 226 699 тыс.рублей соответственно).

Сравнение основных характеристик областного бюджета 2012 и 2013 годов представлено в следующей таблице:

                                                                                                                    (тыс.рублей)

Параметры бюджета

2012 год

2013 год       

Отклонение (4)-(3)

Рост (снижение) %     (4)/(3)*100

Фактически исполнено на 01.10.2012

Предусмотрено Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (в ред. от 06.10.12)

(проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»)

1

2

3

4

5

6

Доходы всего,

82 616 234

111 219 680

109 528 093

-1 691 587

98,5

в том числе:

       

налоговые и неналоговые доходы

69 837 791

95 911 112

108 427 754

12 516 642

113,1

безвозмездные поступления

12 778 443

15 308 568

1 100 339

-14 208 229

7,2

Расходы всего,

74 977 232

122 412 806

106 886 587

-15 526 219

87,3

из них:

         

за счет средств областного бюджета без учета расходов за счет безвозмездных поступлений

67 764 339

106 082 270

106 880 743

798 477

100,8

Профицит (+), дефицит (-)

7 639 003

-11 193 126

2 641 506

13 834 632

-23,6

   

Доходы областного бюджета

 

В материалах, представленных с проектом закона, структура доходной части областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов выглядит следующим образом.

                                                                                                                          (тыс.рублей)

 

Наименование дохода

2013 год

2014 год

2015 год

сумма,

тыс.руб.

уд.

вес,

%

сумма,

тыс.руб.

уд.

вес,

%

сумма,

тыс.руб.

уд.

вес,%

Доходы – всего, в том числе:

109 528 093

-

120 527 543

-

134 388 803

-

Налоговые и неналоговые доходы,  из них:

 

108 427 754

 

99,0

 

120 527 543

 

100,0

 

134 388 803

 

100,0

Налоговые доходы

106 640 369

-

119 195 245

-

133 090 212

-

удельный вес в объеме налоговых и неналоговых доходов

 

-

 

98,4

 

-

 

98,9

 

-

 

99,0

удельный вес в общем объеме доходов

-

97,4

-

98,9

-

99,0

Неналоговые доходы

1 787 385

-

1 332 298

-

1 298 591

-

удельный вес в объеме налоговых и неналоговых доходов

 

-

 

1,6

 

-

 

1,1

 

-

 

1,0

удельный вес в общем объеме доходов

-

1,6

-

1,1

-

1,0

 

Прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета рассчитан исходя из ожидаемых поступлений 2012 года, показателей первого (умеренно-оптимистичного) варианта прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2013-2015 годы и прогнозов главных администраторов доходов областного бюджета.

Основная доля налоговых доходов областного бюджета в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов будет приходиться на налоги на прибыль, доходы: 69,1%, 69,6% и 70,5%, соответственно по годам. Показатели поступлений по налогам, входящим в данную подгруппу доходов, спрогнозированы с учетом текущей финансово-экономической ситуации с применением темпов роста прибыли прибыльных организаций и фонда оплаты труда, указанных в прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2013-2015 годы. Так, поступление налога на прибыль организаций предусмотрено в 2013 году в сумме 47 059 559 тыс. рублей, что на 5 042 096 тыс.рублей или на 12,0% выше ожидаемого показателя на 2012 год. Прогнозируемая величина поступлений на 2014 год – 53 694 956 тыс.рублей, на 2015 год – 61 265 945 тыс.рублей. Налог на доходы физических лиц на 2013 год спрогнозирован в сумме 26 680 940 тыс.рублей, что на 2 381 359 тыс.рублей или на 9,8% выше ожидаемых поступлений в 2012 году. Прогнозные показатели поступлений в 2014 году – 29 295 672 тыс. рублей, в 2015 году – 32 518 196 тыс.рублей.

В представленном прогнозе удельный вес неналоговых доходов на 2013 год составляет всего 1,6%. На плановый период предусмотрена отрицательная тенденция изменения показателя до 1,0% в 2015 году. Анализ динамики доходов областного бюджета за последние 3 года показал снижение доли указанных доходов в общем объеме доходов (с 1,7% до 1,2%).  

Основную долю в объеме неналоговых доходов областного бюджета в 2013-2015 годах составят штрафы, санкции, возмещение ущерба (33,3%, 45,5% и 47,5%, соответственно по годам) и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (28,2%, 31,0% и 28,1%, соответственно по годам).

Поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба в 2013 году предусмотрены в сумме 595 511 тыс.рублей, что на 9 121 тыс.рублей или на 1,6% выше ожидаемых поступлений в 2012 году. Прогнозные показатели поступлений в 2014 году – 606 458 тыс.рублей, в 2015 году – 616 463 тыс. рублей.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, спрогнозированы на 2013 год в размере    503 698 тыс.рублей, что на 61 417 тыс.рублей или на 10,9% меньше ожидаемого показателя на 2012 год. На плановый период поступления прогнозируются в размере 413 034 тыс.рублей и 365 428 тыс.рублей.

На полноту поступления неналоговых доходов областного бюджета существенное влияние оказывает результативность деятельности органов государственной власти Самарской области в процессе реализации бюджетных полномочий главных администраторов доходов, в том числе и по представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета. Вместе с тем, анализ представленных администраторами доходов прогнозов поступлений и результатов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Самарской области в 2012 году, свидетельствует об имеющихся резервах пополнения доходной части областного бюджета за счет возобновляемых источников:

доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, администрируемые министерством строительства Самарской области, запланированы на 2013 год в сумме 40 000 тыс.рублей, что ниже ожидаемых поступлений 2012 года на 26 000 тыс.рублей или на 39,4%. По оценке Счетной палаты Самарской области прогнозные показатели сформированы на 30% от объема денежных обязательств арендаторов перед областным бюджетом. Указанное предполагает возможность неисполнения арендаторами договорных обязательств и допускает ненадлежащее исполнение администратором доходов своих полномочий. При планировании данного дохода не предусмотрено погашение задолженности по арендным платежам, составившей на 1 октября 2012 года 693 673 тыс.рублей;

поступления платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, предусмотрены в 2013 году в сумме 25 943 тыс.рублей, что на 3 624 тыс.рублей или на 16,2% выше ожидаемого показателя на 2012 год. Вместе с тем, при планировании данного дохода погашение задолженности по арендным платежам спрогнозировано только на 1,6%.  

 

Величина дефицита областного бюджета и источники финансирования дефицита. Государственный долг Самарской области

 

Проект областного бюджета на очередной финансовый год сформирован с профицитом в размере 2 641 506 тыс.рублей.

Приложением №13 к проекту закона установлены источники финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год. Изменение объема и структуры источников финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год в сравнении с текущим финансовым годом характеризуется следующими показателями:

                                                                                                                          (тыс.рублей)

2012 год

2013 год           

Наименование показателя

 (предусмотрено Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в ред. от 06.10.12)

 (проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»)

Отклонение (гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Государственные ценные бумаги (облигационный займ Самарской области)

1 680 000

126 250

-1 553 750

размещение

10 000 000

8 300 000

-1 700 000

погашение

-8 320 000

-8 173 750

146 250

Кредиты кредитных организаций

5 000 000

0

-5 000 000

привлечение

8 200 000

0

-8 200 000

погашение

-3 200 000

0

3 200 000

Бюджетные кредиты из федерального бюджета

-187 538

-1 491 758

-1 304 220

получение

1 341 511

-1 341 511

погашение

-1 529 049

-1 491 758

37 291

Изменение остатков денежных средств областного бюджета

5 705 510

0

-5 705 510

увеличение

-131 559 899

-118 555 827

13 004 072

уменьшение

137 265 409

118 555 827

-18 709 582

Исполнение государственных гарантий

-3 554

-1 503 732

-1 500 178

Бюджетные кредиты муниципальным образованиям

-1 286 844

25 582

1 312 426

предоставление

-1 800 000

-500 000

1 300 000

возврат

513 156

525 582

12 426

Бюджетные кредиты юридическим лицам

285 552

202 152

-83 400

предоставление

0

возврат

285 552

202 152

-83 400

Итого источников

11 193 126

-2 641 506

-13 834 632

 

В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 115.2 Бюджетного кодекса РФ в источниках финансирования дефицита областного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение обязательств по выданным государственным гарантиям Самарской области. Состав источников финансирования дефицита областного бюджета соответствует видам источников, установленным статьей 95 Бюджетного кодекса РФ.

В составе источников финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год предусмотрены следующие выплаты на сумму 11 669 240 тыс. рублей:

- погашение обязательств по ранее выпущенным Самарской областью облигационным займам в общей сумме 8 173 750 тыс.рублей, в том числе:

415 000 тыс.рублей по облигационному займу 2008 года,

1 818 750 тыс.рублей по облигационному займу 2009 года;

2 440 000 тыс.рублей по облигационному займу 2011 года;

3 500 00 тыс.рублей по облигационному займу 2012 года;

- погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, в сумме 1 491 758 тыс.рублей, в том числе:

22 050 тыс.рублей в целях реализации проекта «Реформа системы образования»;

1 469 708 тыс.рублей в целях частичного покрытия дефицита областного бюджета;

- объем бюджетных ассигнований на возможное исполнение обязательств по ранее выданным государственным гарантиям Самарской области, срок действия которых истекает в 2013 году, в размере 1 503 732 тыс.рублей;

- выделение бюджетных кредитов муниципальным образованиям Самарской области в сумме 500 000 тыс.рублей.

В составе источников финансирования дефицита областного бюджета на 2013 год предусмотрены поступления в сумме 9 027 734 тыс. рублей:

- размещение облигационного займа Самарской области в сумме 8 300 000 тыс.рублей;

- возврат бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям Самарской области, в сумме 525 582 тыс.рублей;

- возврат бюджетных кредитов, ранее предоставленных  юридическим лицам, в сумме 202 152 тыс.рублей.

Привлечение кредитов из кредитных организаций и федерального бюджета в 2013 году законопроектом не запланировано.

Изменения остатков денежных средств на счетах по учету средств областного бюджета в 2013 году не запланировано.

Областной бюджет на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован с профицитом, объем которого предусмотрен на 2014 год в сумме 987 195 тыс.рублей, на 2015 год в сумме 2 226 699 тыс.рублей.

В плановом периоде  предусмотрено осуществить следующие выплаты:

- погашение обязательств по ранее выпущенным Самарской областью облигационным займам в общей сумме 11 820 000 тыс.рублей, в том числе:

8 380 000 тыс.рублей в 2014 году (4 880 000 тыс.рублей по облигацион-ному займу 2011 года; 3 500 000 тыс.рублей по облигационному займу 2012 года);

3 440 000 тыс.рублей в 2015 году (2 440 000 тыс.рублей по облигацион-ному займу 2011 года; 1 000 000 тыс.рублей по облигационному займу 2012 года);

- погашение задолженности в 2013-2014 годах по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, в сумме 4 400 558 тыс. рублей, в том числе:

44 100 тыс. рублей в целях реализации проекта «Реформа системы образования» (по 22 050 тыс.рублей в 2014 и 2015 годах);

1 600 000 тыс.рублей в целях частичного покрытия дефицита областного бюджета ( 1 000 000 тыс.рублей в 2014 году, 600 000 тыс.рублей в 2015 году);

2 414 947 тыс.рублей в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в 2015 году;

341 511 тыс.рублей на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений (136 604 тыс.рублей в 2014 году, 204 907 тыс.рублей в 2015 году).

- предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям Самарской области в сумме 1 000 000 тыс.рублей (по 500 000 тыс.рублей в 2013 и 2014 годах).

- сумма возможного исполнения обязательств по ранее выданным государственным гарантиям Самарской области, срок действия которых истекает в 2014 и 2015 годах, составит 7 464 тыс.рублей (по 3 732 тыс.рублей в каждом году).

В составе источников финансирования дефицита областного бюджета на плановый период  2014 и 2015 годов предусмотрены следующие поступления:

- размещение облигационного займа Самарской области в 2014-2015 годах в сумме 13 250 000 тыс.рублей (7 500 00 тыс. рублей в 2014 году;       5 750 000 тыс.рублей в 2015 году);

- возврат бюджетных кредитов, ранее предоставленных  юридическим лицам, в сумме 33 528 тыс.рублей (27 243 тыс.рублей в 2014 году; 6 285 тыс. рублей в 2015 году);

- возврат бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям Самарской области, в сумме 3 230 599 тыс.рублей (1 527 947 тыс.рублей в 2014 году; 1 702 652 тыс.рублей в 2015 году).

Изменения остатков денежных средств на счетах областного бюджета в 2014-2015 годах также не запланировано.

Расходы областного бюджета

Общий объем расходов, запланированный законопроектом на 2013 год, составляет 106 886 587 тыс.рублей.

Проектом закона предусматривается рост расходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в 2013 году в номинальном выражении по сравнению с 2012 годом на 0,8%, или на 798 470 тыс.рублей, в 2014 году – на 12,7% (13 458 075 тыс.рублей), в 2015 году – на 24,6 %  (26 079 831 тыс.рублей).

Структура расходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) на 2013 - 2015 годы в разрезе разделов классификации расходов бюджетов в сравнении с текущим годом представлена в следующей таблице:

  (тыс.рублей)

Наименование раздела

2012

2013

2014

2015

Предусмотрено Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (в ред. от 06.10.12)

уд. вес в общем объеме,%

Проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

уд. вес в общем объеме,%

Проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

уд. вес в общем объеме, %

Проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

уд. вес в общем объеме,%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВСЕГО

106 082 273

100

106 880 743

100

119 540 348

100

132 162 104

100

Условно утверждаемые расходы

       

3 411 610

 

7 472 165

 

ВСЕГО (без учета условно утверждаемых)

106 082 273

 

106 880 743

 

116 128 738

97,1

124 689 939

94,3

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы

8 128 022

7,7

5 433 430

5,1

4 906 717

4,2

4 889 084

3,9

Национальная оборона

14 990

0,0

11 674

0,0

14 460

0,0

11 610

0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 559 804

1,5

1625296

1,5

1 749 389

1,5

1 887 302

1,5

Национальная экономика

17 741 895

16,7

18 078 494

16,9

19 149 182

16,5

17 983 508

14,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

5 176 153

4,9

4 127 243

3,9

5 300 517

4,6

6 894 696

5,5

Охрана окружающей среды

421 055

0,4

491 870

0,5

1 121 797

1,0

1 222 713

1,0

Образование

22 914 721

21,6

23 814 859

22,3

26 263 347

22,6

28 090 192

22,5

Культура, кинематография

1 665 883

1,6

1 749 607

1,6

2 377 806

2,0

4 208 954

3,4

Здравоохранение

17 913 486

16,9

18 076 966

16,9

19 039 596

16,4

18 936 933

15,2

Социальная политика

21 338 624

20,1

22 413 315

21,0

24 701 998

21,3

27 388 265

22,0

Физическая культура и спорт

3 769 265

3,6

2 827 044

2,6

1 971 808

1,7

2960520

2,4

Средства массовой информации

370 977

0,3

399 847

0,4

404 991

0,3

406 989

0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

2 429 729

2,3

2 970 478

2,8

2 869 968

2,5

2 863 886

2,3

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

2 637 669

2,5

4 860 624

4,5

6 257 163

5,4

6 945 290

5,6

 

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ в составе законодательно утверждаемых показателей бюджета необходимо установить объем межбюджетных трансфертов, получаемых (или) предоставляемых  из других бюджетов в очередном финансовом году и плановом периоде. Статьей 4 представленного законопроекта установлен объем безвозмездных поступлений в доход областного бюджета на 2013 год в общей сумме 1 100 338,7 тыс.рублей, в том числе:

- 1 094 494,6 тыс.рублей межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

- 5 844,141 тыс.рублей межбюджетные трансферты из бюджетов сельских поселений (отрицательные трансферты). 

При этом объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, установлен только на очередной финансовый год (2013 год). Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на плановый период (2014-2015гг.) законопроектом не определен.

Статьей 14 представленного законопроекта утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в 2013 году и плановом периоде 2014-2015 годов, в том числе:

в 2013 году – в сумме 21 610 426 тыс.рублей (снижение по сравнению с уровнем текущего года на 6 617 725 тыс.рублей, или на 23,4%);

в 2014 году – в сумме 23 392 603 тыс.рублей;

в 2015 году – в сумме 27 201 039 тыс.рублей.

Статьей 15 законопроекта определен объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений в общей сумме 2 001 470 тыс.рублей, в том числе: 1 934 364 тыс. рублей – дотации муниципальным районам (городским округам), 67 106 тыс. рублей – дотации поселениям. По сравнению с уровнем текущего финансового года общий объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям области на 2013 год сократился в целом на 118 081 тыс.рублей (2 119 551 – 2 001 470), при этом дотации поселениям остались практически на уровне 2012, снижение произошло в основном за счет дотаций муниципальным районам (городским округам).

Приложением №7 к законопроекту утверждается распределение на 2013 год субсидий местным бюджетам в объеме 2 694 935,2 тыс.рублей для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития. Законопроектом распределено между муниципальными образованиями области 1 679 955 тыс.рублей, или 62,3% от предусмотренного на год объема. Нераспределенный резерв субсидий составил 1 014 980,2 тыс.рублей.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в проекте закона на 2013 год не предусмотрены. В  составе межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на 2013 год предусмотрены дотации (гранты) на поощрение достижений наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления в объеме 50 000 тыс.рублей. В пояснительной записке к законопроекту не указано, по какому принципу (порядку) будут распределяться указанные дотации между муниципальными образованиями в течение года.

Выводы

1. Объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2013 году запланирован с превышением уровня 2012 года на 12 516 642 тыс. рублей или на 13,1%, и составит 108 427 754 тыс.рублей, в 2014 году – 120 527 543 тыс.рублей (111,1% к уровню 2013 года), в 2015 году – 134 388 803 тыс.рублей (111,5% к уровню 2014 года).

Удельный вес неналоговых доходов на 2013 год составляет всего 1,6%. На плановый период предусмотрена отрицательная тенденция изменения показателя до 1,0% в 2015 году.

Анализ прогнозных показателей неналоговых доходов и результатов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Самарской области в 2012 году, свидетельствует об имеющихся резервах пополнения доходной части областного бюджета за счет возобновляемых источников.

2. Объем расходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений в 2013 году составит 106 880 743 тыс.рублей, что выше уровня 2012 года на 798 473 тыс.рублей или на 0,8%; в 2014 году - 119 540 348 тыс. рублей (111,8% к уровню 2013 года), в 2015 году - 132 162 104 тыс.рублей (110,6% к уровню 2014 года).

3. Проект  областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов впервые на последние 10 лет сформирован бездефицитным. Размер профицита составит:

- 2 641 506 тыс.рублей в 2013 году;

-  987 195 тыс.рублей в 2014 году;

- 2 226 699 тыс.рублей в 2015 году.

4. В период 2013-2015 годов планируется снижение верхнего предела государственного внутреннего долга Самарской области до:

38 419 799 тыс.рублей на 1 января 2014 года;

36 855 164 тыс.рублей на 1 января 2015 года;

33 897 280 тыс.рублей на 1 января 2016 года.

Снижение уровня долговой нагрузки за 2013-2015 годы составит 4 522 519 тыс.рублей.

С учетом изложенного Счетная палата Самарской области полагает возможным рассмотрение проекта закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в первом чтении.