Результаты контрольных мероприятий

Версия для печатиЭкспертно-аналитические мероприятия

Заключение на отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2011 год

Настоящее заключение подготовлено по результатам проведенной в соответствии с ч.6 ст.149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проверки отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее–ТФОМС) за 2011 год, представленного в Счетную палату Самарской области Правительством Самарской области письмом от 13.04.2012 №1-11/417, а также, бюджетной отчётности за 2011 год, представленной Фондом во исполнение ст.ст. 71 и  77 Закона Самарской области от 28.12.2005 № 235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».

Кроме того, проанализированы показатели исполнения бюджета ТФОМС, отраженные в проекте закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2011 год», внесенном на рассмотрение Самарской Губернской Думы Правительством Самарской области  (от 25.04.2012 №1-43/104).

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета ТФОМС за 2011 год представлена в Счетную палату в составе:

1.  Отчет об исполнении консолидированного бюджета Фонда на 01.01.2012 (форма 0503317);

2.  Баланс исполнения консолидированного бюджета Фонда на 01.01.2012 (форма 0503320);

3.  Отчет о финансовых результатах деятельности Фонда на 01.01.2012 (форма 0503321);

4.  Консолидированный отчет о движении денежных средств Фонда на 01.01.2011 (форма 0503323);

5.  Пояснительная записка на 01.01.2012 (форма 0503160).

Счетной палатой Самарской области проведена оценка полноты и достоверности показателей отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2011 год на основании данных представленных форм годовой отчетности.

Законом Самарской области от 08.12.2010 №139-ГД «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджет ТФОМС по доходам первоначально установлен в сумме  10 358 884,6 тыс. рублей. В результате изменений, внесенных в закон в течение 2011 года (от 31.01.2011 №4-ГД, от 04.07.2011 №61-ГД, от 26.12.2011 №156-ГД), основные параметры доходов увеличены в целом на 6 212 187,3 тыс. рублей (на 60,0%), в том числе безвозмездные поступления – на 5 593 952,7 тыс. рублей (на 89,3%), налоговые и неналоговые доходы - на 618 234,6 тыс. рублей (на 15,1%).

Показатели утвержденных бюджетных назначений по доходам, отраженные в отчете об исполнении бюджета на 01.01.2012 (форма 0503317), соответствуют плановым назначениям согласно Закону о бюджете Фонда.

Фактически бюджет ТФОМС исполнен по доходам в сумме 16 999 523,7 тыс. рублей, что составляет 102,6% к уточненному и 164,1 % к первоначальному плану.

По сравнению с 2010 годом  доходы увеличились на 5 910 942,8 тыс. рублей (53,3%), в том числе налоговые и неналоговые доходы – на 955 454,5 тыс. рублей (22,6%), безвозмездные  поступления – на 4 955 488,3 тыс. рублей (72,2%).

Исполнение бюджета ТФОМС в разрезе доходных источников за 2011 год  характеризуется следующими показателями:

                                                                                                                                                                                                                                                           тыс. рублей                                                                                                                                                        

   

Доходы

Первонач.

бюджетные назначения

Уточненные

бюджетные назначения

Испол-нение

Отклонение

от первонач. показателей

от уточнен.  показателей

Сумма

%

Сумма

%

 Страховые взносы на обязательное меди-цинское страхование

3 969 756,6

4 488 418,4

4 909 362,8

939 606,2

123,7

420 944,4

109,4

Налоги на совокупный  доход

-

84 567,5

86 342,3

-

-

1 774,8

102,1

Единый социальный налог, зачисл. в   ТФОМС за период до 01.01.2010

 

-849,0

- 1 822,4

-

-

-

-

 Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

-

101,4

350,4

-

-

249,0

345,6

 Доходы от размещения времен-но свободных средств

-

120,1

656,8

-

-

536,7

546,9

    Прочие доходы ТФОМС от оказан. платных услуг и компенсации затрат

-

-

19 506,8

-

-

-

-

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 

-

632,8

1 372,1

-

-

739,3

216,8

Прочие неналоговые доходы

-

139 957,0

160 537,5

-

-

20 580,5

114,7

   Безвозмездные поступления

6 264 171,0

11 858 123,7

11 823 217,4

5 559 046,4

188,7

-34 906,2

99,7

   ВСЕГО доходов

10 358 884,6

16 571 071,9

16 999 523,7

6 640 639,1

164,1

428 451,8

102,6

Основными источниками, сформировавшими бюджет ТФОМС в 2011 году, являлись: безвозмездные поступления – 69,6% и налоговые и неналоговые доходы – 30,4%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов 94,8% составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование, которые в 2011 году поступили в размере 4 909 362,8 тыс. рублей, или 109,4% от уточненных годовых плановых назначений. При этом выпадающие доходы по данному источнику поступлений в результате неурегулированной задолженности на 01.01.2012 составили 104 984,7 тыс. рублей по данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (письмо от 10.04.2012 №18.0/16-3080).

В 2011 году налоги на совокупный доход в части, подлежащей зачислению в ТФОМС, составили 86 342,3 тыс. рублей за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011.

Доходы за счет поступлений по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период до 01.01.2010, сложились со знаком минус 1 822,4 тыс. рублей за счет возврата переплаты.

Прочие неналоговые доходы поступили в размере 160 537,5 тыс. рублей, что составляет 114,7% к уточненным  плановым показателям. Неналоговые доходы сложились за счет оплаты за оказание лечебными учреждениями Самарской области медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию гражданам, застрахованным на других территориях РФ.

Безвозмездные поступления в бюджет ТФОМС составили 11 823 217,4 тыс. рублей, или 99,7% к уточненному показателю, отраженному в Законе о бюджете Фонда.

В 2011 году безвозмездные поступления сформированы за счет:

межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в сумме 7 085 800,2 тыс. рублей, из них средства:

- на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме  6 642 927,0 тыс. рублей;

- на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) – 442 873,2 тыс. рублей.

средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 4 740 045,0 тыс. рублей;

 доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 1 333,8 тыс. рублей;

возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (-) 3 961,6 тыс. рублей.

По данным отчета об исполнении бюджета  ТФОМС по состоянию на 01.01.2012  расходы составили 16 699 415,1 тыс. рублей, или  99,2%  от объема расходов, утвержденных Законом  о бюджете ТФОМС на 2011 год с учетом внесенных изменений.

Исполнение бюджета по расходам в 2011 году характеризуется следующими показателями:

                                                                                                                                                                                                                                                                        тыс. рублей

     

Расходы

 

Утверждено

         

Исполнено

 

%  исполнения  относительно

Законом о бюджете ТФОМС (с учетом внесенных изменений)

Бюджетной  росписью с  учетом  изменений

 

Закона

Бюджет-ной  росписи

Другие общегосударственные вопросы

166 981,8

166981,8

166 474,3

99,7

99,7

Органы управления государ-ственных внебюджетных фондов

166 981,8

166 981,8

166 474,3

99,7

99,7

Здравоохранение

13 290 021,8

13 296 778,8

13 164 809,5

99,1

99,0

Амбулаторная помощь

562 031,6

568 788,6

525 510,6

93,5

92,4

Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

16 699,5

16 699,5

16 596,7

99,4

 

99,4

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

63 839,1

70 180,4

68 016,5

 

106,5

96,9

Финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)

481493,0

481 908,7

440 897,4

91,6

91,5

Другие вопросы в области здравоохранения

12 727 990,2

12 727 990,2

12 639 298,9

99,3

99,3

Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи

563 121,7

563 121,7

 

474 913,5

84,3

84,3

Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»,*из них:

12 164 868,5

12 164 868,5

12 164 385,4

 

99,9

99,9

Финансирование СМО на оплату медицинских услуг

11 271 838,6

11 271 838,6

11 271 728,6

99,9

99,9

Ведение дела страховыми медицинскими организациями

171 652,4

171 652,4

171 652,3

100,0

100,0

Создание нормированного страхового запаса

721 377,5

721 377,5

720 994,1

99,9

99,9

Прочие межбюджетные трансферты  общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

3 368 131,3

3 368 131,3

3 368 131,3

100,0

100,0

Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части укрепления материально-технической базы учреждений

3 171 568,6

3 171 568,6

3 171 568,6

100,0

100,0

Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца

196 562,7

196 562,7

196 562,7

100,0

100,0

 Итого расходов

16 825 134,9

16 831 891,9

16 699 415,1

99,2

99,2

* Обозначенный Закон РФ утратил силу с 01.01.2011 в связи с принятием Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в то же время в соответствии с приказом МФ РФ от 28.12.2010 №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2011, целевая статья расходов  505 17 00 «Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» не была изменена.

Последней редакцией Закона о бюджете ТФОМС на 2011 год не учтены расходы в общей сумме 6 757,0 тыс. рублей, которые согласно абз.3 ч.3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации включены в  сводную бюджетную роспись расходов бюджета ТФОМС:   

- расходы по средствам,  полученным из федерального фонда ОМС, после принятия последней редакции Закона о бюджете ТФОМС в сумме 6 341,3 тыс. рублей  на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

- остаток средств  в  сумме 415,7 тыс. рублей, возвращенный ТФОМС в  областной бюджет 17.01.2011 в соответствии с приказом министерства управления финансами Самарской области от 21.12.2009 №01-21/65.

Произведенные ТФОМС в 2011 году расходы, по сравнению с исполнением  за  2010 год  увеличились на  5 785 167,8 тыс. рублей, или на 34,6 %.

Расходы ТФОМС по разделу «Здравоохранение»  составили 13 164 809,5 тыс. рублей,   или  99,1%  от  предусмотренных  бюджетом и 99,0%  от  предусмотренных  бюджетной  росписью, которые были распределены   следующим  образом:

«Амбулаторная  помощь»  - 525 510,6 тыс.  рублей,  или 93,5%  от  расходов,  предусмотренных бюджетом и 92,4%,  предусмотренных  бюджетной  росписью,  и  включающих  такие  виды  расходов  как:

-проведение  диспансеризации  пребывающих  в  стационарных  учреждениях  детей-сирот  и  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации  - 16 596,7 тыс.  рублей;

-проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 68 016,5 тыс.  рублей;

-финансовое обеспечение дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми  врачей-терапевтов  участковых,  врачей-педиатров  участковых,  медицинскими  сестрами  врачей  общей  практики  (семейных  врачей) – 440 897,4 тыс.  рублей;

  «Другие  вопросы  в  области  здравоохранения» - 12 639 298,9  тыс.  рублей,  или  99,3%  от  расходов,  предусмотренных  бюджетом  и   бюджетной  росписью, которые  были направлены на:

- реализацию программы модернизации здравоохранения субъектов РФ в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в сумме 474 913,5 тыс. рублей;

-реализацию Закона РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»  в суме 12 164 385,4 тыс. рублей, в том числе на:

-финансирование страховых медицинских организаций на оплату медицинских услуг в сумме 11 271 728,6 тыс. рублей;

-ведение дела страховыми медицинскими организациями в сумме 171 652,3 тыс. рублей, что составило 1,5% от суммы средств, поступивших в страховые медицинские организации на оплату медицинских услуг;

- создание нормированного страхового запаса в сумме 720 994,1 тыс. рублей;

- прочие расходы – 10,4 тыс. рублей.

 «Прочие межбюджетные трансферты  общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» - 3 368 131,3 тыс. рублей, или 100,0% исполнения расходов предусмотренных бюджетом и бюджетной росписью, которые были направлены на реализацию программ модернизации здравоохранения:

- в части укрепления материально-технической базы учреждений в сумме 3 171 568,6 тыс. рублей;

- в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение, в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца в сумме 196 562,7 тыс. рублей.

 Расходы  на  содержание  исполнительной  дирекции  ТФОМС,  согласно  представленному  отчету,  составили  166 474,3  тыс.  рублей, или  99,7%  к плановым  назначениям 166 981,8 тыс. рублей,  что  на  28 643,5 тыс.  рублей  больше  расходов,  произведенных  в 2010  году. Удельный вес расходов на ведение дел ТФОМС в общем объеме расходов  составил 1,0%.

Средства нормированного страхового запаса в 2011 году израсходованы в сумме 720 994,1 тыс. рублей, или 99,9% от утвержденного Законом  о бюджете ТФОМС на 2011 год. Неисполнение в сумме 383,4 тыс. рублей сложилось в связи с экономией средств, предусмотренных на осуществление межтерриториальных расчетов (по результатам проведенного медико-экономического контроля счетов за оказанную медицинскую помощь).

Остаток денежных  средств на расчетных счетах ТФОМС по состоянию на 01.01.2012 составил 554 587,3 тыс. рублей, что по сравнению с  началом  года  больше на 300 108,6 тыс. рублей. Остаток средств по состоянию на 01.01.2012 образовался за счет поступлений дополнительных доходов (страховых взносов на ОМС от работодателей, прочих неналоговых поступлений, пени, штрафов) в общей сумме 462 136,7 тыс. рублей, а также  остатков на счетах ТФОМС по целевым направлениям расходов (на реализацию программы модернизации здравоохранения Самарской области, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д.) в  общей сумме 92 450,6 тыс. рублей,  

Данные отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2011 год соответствуют  показателям представленных форм бюджетной отчетности и в целом  достоверны.

Выводы по  результатам  рассмотрения отчета об исполнении бюджета      территориального  фонда  обязательного медицинского  страхования Самарской области и проверки  представленной  отчетности об исполнении бюджета ТФОМС за 2011 год: 

1. Бюджет ТФОМС за 2011 год исполнен:

- по доходам в сумме 16 999 523,7 тыс. рублей, или 102,6%  к утвержденным бюджетным назначениям;

- по расходам в сумме  16 699 415,1 тыс. рублей, или  99,2%  к уточненному бюджету.

2. В 2011 году основные параметры доходов ТФОМС увеличены в целом на  6 212 187,3 тыс. рублей (на 60,0%), в том числе безвозмездные поступления - на  5 593 952,7 тыс. рублей (на 89,3%), налоговые и неналоговые доходы - на 618 234,6 тыс. рублей (на 15,1%).

3. В структуре доходов ТФОМС основными источниками являются: безвозмездные поступления - 69,6% (11 823 217,4 тыс. рублей), страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ТФОМС - 28,9% (4 909 362,8 тыс. рублей). В результате неурегулированной задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 01.01.2012 в бюджет ТФОМС недопоступило 104 984,7 тыс. рублей.

4. Показатели бюджетных назначений по расходам, отраженные в отчетности ТФОМС за 2011 год, превышают объем  бюджетных  назначений,  утвержденный последней редакцией Закона Самарской области от  08.12.2010  №139-ГД  «О  бюджете  территориального фонда  обязательного медицинского  страхования  Самарской  области  на 2011 год  и  на  плановый  период  2012 и 2013 годов»  на  сумму   6 757,0  тыс.  рублей, учтенную сводной бюджетной росписью расходов бюджета ТФОМС в соответствии с абз.3 ч.3 ст. 217 БК РФ.

5. Данные отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2011 год соответствуют  показателям представленных форм бюджетной отчетности и в целом  достоверны.

6. Основные показатели исполнения бюджета ТФОМС за 2011 год, отраженные в проекте закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2011 год», соответствуют данным годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС и представленной годовой бюджетной отчетности ТФОМС.