Счетной палатой Самарской области проведен мониторинг использования средств бюджета Самарской области, направленных на проведение мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID–2019) с целью определения эффективности (результативности) расходования (использования) областных средств (в том числе поступивших из федерального бюджета), предоставленных министерству здравоохранения Самарской области, учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, и иным организациям на осуществление мероприятий, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и на предупреждение ее распространения.
Исследуемый период: истекший период 2020 года.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
В 2020 году министерству здравоохранения Самарской области на борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 из бюджета региона (в том числе за счет средств федерального бюджета), а также из резервного фонда Губернатора Самарской области были выделены средства в размере 7 570,5 млн руб. (или 57% от общего объема средств на Covid-19). Основная доля средств была направлена на осуществление выплат медицинским работникам (49%), приобретение оборудования (19%) и лекарственных средств (10%).
Проверкой осуществления выплат стимулирующего характера работникам медицинских учреждений Самарской области в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» установлено необоснованное осуществление стимулирующих выплат в сумме 430,0 тыс. руб., осуществление выплат не в полном объеме в сумме 769,57 тыс. руб.
При осуществлении выплат стимулирующего характера медицинскими организациями допущены нарушения, связанные с:
ошибочным начислением и перечислением выплат стимулирующего характера водителям специализированных бригад;
необоснованным осуществлением выплат медицинским работникам стимулирующего характера в отсутствие статуса специализированной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией (Covid-госпиталя, где медицинские работники непосредственно участвуют в лечении пациента уже с диагнозом COVID-19), и фактического наличия больных новой коронавирусной инфекцией;
непредставлением выплат стимулирующего характера работникам, имеющим право на их получение.
В ходе мероприятия также установлены факты задержки выплат стимулирующего характера на срок до 2-х месяцев.
Проверкой осуществления выплат стимулирующего характера работникам медицинских учреждений Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 19.05.2020 № 331 «Об утверждении Порядка определения объема и условия предоставления субсидии государственным учреждениям здравоохранения Самарской области в целях финансового обеспечения единовременных выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку в связи с проведением мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, а также медицинским и иным работникам скорой медицинской помощи» установлено неправомерное осуществление стимулирующих выплат медицинским работникам, не относящимся к категориям получателей указанных выплат, и предоставление выплат стимулирующего характера медицинским работникам не в полном объеме.
Выявлено наличие ошибок при заполнении форм расчетов, предоставляемых медицинскими учреждениями в министерство здравоохранения Самарской области, что привело к ошибочному заполнению министерством здравоохранения Самарской области отчетов, предоставляемых в министерство здравоохранения Российской Федерации.
По итогам аудита закупок в медицинских учреждениях выявлены следующие нарушения:
монтаж и пусконаладочные работы ряда медицинского оборудования осуществлялся фирмами, не имеющими лицензию на данный вид деятельности;
осуществлена приемка медицинского оборудования, не соответствующего условиям контракта;
установлена поставка нитриловых диагностических нестерильных перчаток с признаками контрафактной продукции;
поставка оборудования в учреждения здравоохранения Самарской области без регистрационных удостоверений Росздравнадзора;
усматриваются признаки нарушения Закона о контрактной системе, выраженные в неправомерном способе определения поставщика на закупку медицинского оборудования;
выявлены нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта при закупке медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты.
По результатам анализа расходования средств областного бюджета на создание и содержание обсерватора «Колос» установлено неэффективное расходование средств на оплату труда при отсутствии в обсерваторе лиц, прибывших из эпидемически неблагополучной территории, и неправомерное расходование бюджетных средств на обеспечение питанием сотрудников обсерватора. Также допущены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части приемки и оплаты невыполненных работ, несвоевременного размещения информации об исполнении контракта. Выявлены факты, свидетельствующие о возможности формирования начальной (максимальной) цены контракта по более низкой цене за единицу товара.
По результатам анализа расходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС), направленных на выявление (тестирование) и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, установлены случаи недофинансирования медицинских учреждений.
В связи с недофинансированием ТФОМС медицинских учреждений региона Правительством Самарской области в 2020 году направлены средства областного бюджета на приобретение медикаментов, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств в общем объеме 1 075,2 млн. руб.
По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой Самарской области даны предложения Правительству Самарской области.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия информационные письма направлены в министерство здравоохранения Самарской области, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Департаменту общественной безопасности по Самарской области.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу.