Версия сайта для слабовидящих

Информация о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Самарской области за 2020 год (пункт 2.20.2 Плана работы Счетной палаты на 2021 год)

Счетной палатой Самарской области (далее – Счетная палата) проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности 33-х главных администраторов бюджетных средств Самарской области (далее – ГАБС).

Исследуемый период: 2020 год.

В результате проведенного экспертно-аналитического мероприятия данные отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год признаны достоверными и могут являться основанием для его законодательного утверждения.

Бюджет Самарской области за 2020 год исполнен:

по доходам – в сумме 212,0 млрд рублей, или 107,3% от утвержденного бюджета (за аналогичный период 2019 года – 177,8 млрд рублей);

по расходам - в сумме 210,5 млрд рублей, или 94,2% от сводной бюджетной росписи (за аналогичный период 2019 года – 170,8 млрд рублей).

Бюджет Самарской области по итогам 2020 года исполнен с профицитом в размере 1,5 млрд рублей. Для сравнения: за 2019 год бюджет Самарской области был исполнен с профицитом в размере 6,9 млрд рублей.

Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, повлияла на снижение поступлений налоговых доходов относительно аналогичного периода прошлого года. Вместе с тем достаточно высокий удельный вес налоговых поступлений в структуре доходов за 2020 год демонстрирует финансовую независимость Самарской области и подтверждает тот факт, что Самарская область достаточно активно использует внутренний налоговый потенциал и эффективную модель управления финансами.

Поступления дотаций из федерального бюджета в 2020 году составили 8,5 млрд рублей. Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ поступили в бюджет Самарской области в сумме 8,4 млрд рублей.

Предоставленные из федерального бюджета дополнительные меры финансовой поддержки позволили обеспечить сбалансированность консолидированного бюджета Самарской области в 2020 году в условиях ухудшения экономической обстановки из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Так как пандемия COVID-19 оказала значительное воздействие в первую очередь на систему здравоохранения, то и наибольший объем бюджетных ассигнований предусмотрен в отношении министерства здравоохранения Самарской области (7,6 млрд рублей).

Областной бюджет Самарской области исполнен с учетом его социальной направленности. Значительная часть средств бюджета направлена на финансирование социальной сферы, образования и здравоохранения – по указанным направлением исполнение составило 123 млрд рублей (58,5% от общего объема расходов областного бюджета).

Государственные программы Самарской области

Законом об областном бюджете на 2020 год предусмотрено финансирование по 48-ми государственным программам Самарской области и 4-м ведомственным целевым программам.

Расходы на реализацию государственных программ составили в 2020 году 195,8 млрд рублей, или 94,3% от сводной бюджетной росписи, что на 32,7 млрд рублей выше исполнения 2019 года (163,1 млрд рублей).

В структуре расходов областного бюджета наибольшие объемы приходятся на следующие государственные программы Самарской области:

1) «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)» - 20,1%;

2) «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015-2024 годы – 18,5%;

3) «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2021 годы – 18%;

4) «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014-2021 годы – 15,9%.

Счетной палатой проведен анализ своевременности внесения ГАБС изменений в государственные программы, который показал, что в нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – РФ) по семи государственным программам сроки приведения их в соответствие с Законом Самарской области от 09.12.2019 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ред. 08.10.2020 №98-ГД) нарушены (должны быть приведены в соответствие в течение трех месяцев со дня вступления Закона в силу).

В рамках мониторинга хода реализации региональных составляющих национальных проектов в Самарской области за 2020 год необходимо отметить следующее

Общий объем бюджетных средств, предусмотренных сводной бюджетной росписью на реализацию национальных (региональных) проектов в Самарской области на 2020 год, составил 48,7 млрд рублей.

По итогам 2020 года общий объем кассовых расходов по проектам составил 46,6 млрд рублей (95,7% от общего объема сводной бюджетной росписи на 2020 год). Наибольший уровень исполнения имеют расходы федерального бюджета (99,1% от общего объема сводной бюджетной росписи на 2020 год), уровень расходов средств областного бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ составляют 89,4% и 71,0% (от общего объема сводной бюджетной росписи на 2020 год) соответственно.

Основным источником финансирования национальных проектов, реализуемых в 2020 году в Самарской области, являлся федеральный бюджет (70,6%). Доля вложений областного бюджета составила 26,5%, средств Фонда содействия реформированию ЖКХ – 2,9%.

Государственный долг Самарской области

Статьей 31 Закона об областном бюджете установлен верхний предел государственного внутреннего долга Самарской области на 01.01.2021 в сумме 58,8 млрд рублей. Остаток задолженности по государственному внутреннему долгу по состоянию на 01.01.2021 составил 47,4 млрд рублей, что значительно ниже установленного статьей 31 Закона об областном бюджете верхнего предела внутреннего долга в сумме 58,8 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом объем государственного долга Самарской области по итогам 2020 года снизился почти на 2 млрд рублей.

По состоянию на 01.01.2021 значение долговой нагрузки на областной бюджет по долговым обязательствам (за исключением задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета) составило 20,6% и не превысило установленного пунктом 2 статьи 31 Закона об областном бюджете ограничения долговой нагрузки по долговым обязательствам на областной бюджет на 1 января 2021 года (не более 35%).

Структура государственного долга Самарской области соответствует требованиям статьи 99 Бюджетного кодекса РФ.


Областной бюджет сбалансирован как на 2020 год, так и на последующие плановые финансовые периоды 2021 и 2022 годов, что отвечает принципу сбалансированности бюджета, установленному статьей 33 Бюджетного кодекса РФ.

Годовой отчет в целом соответствует установленным требованиям законодательства РФ по содержанию и полноте отражения информации.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Самарской области за 2020 год направлено Губернатору Самарской области и в Самарскую Губернскую Думу.

Вернуться на предыдущую страницу