Версия сайта для слабовидящих

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», реализуемой в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»

Счетной палатой Самарской области проведена комплексная финансово-экономическая экспертиза государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» (далее – Государственная программа, программа, Госпрограмма), реализуемой в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и разработанной в целях реализации Концепции жилищной политики Самарской области.


Исследуемая Государственная программа насчитывает 73 редакции. За период 2014-2019 годов в программу вносились многочисленные изменения: одна цель исключена, количество задач увеличено с 11 до 17, при этом большинство задач изменилось концептуально, количество показателей увеличено с 18 до 72, введены тактические и стратегические показатели, количество подпрограмм увеличено с 5 до 7, количество областных адресных программ уменьшено с 2 до 1, введены четыре плана мероприятий, а также продлен срок реализации Госпрограммы до 2021 года и уменьшен объем финансирования мероприятий программы.


В целом по Государственной программе степень выполнения мероприятий достаточно высокая – 86,7% - 93,6%.
Наиболее низкая степень выполнения мероприятий в подпрограмме «Развитие жилищного строительства для целей формирования в Самарской области арендного жилищного фонда некоммерческого использования и рынка коммерческого найма» в 2017 и 2018 годах (3,5% и 2,07% соответственно). 


Уровень финансирования мероприятий по подпрограммам различен, в основном уровень финансирования низкий (13,4% - 62,7%).
Стабильно низкое недофинансирование выявлено в двух подпрограммах: «Стимулирование жилищного строительства, в том числе строительства стандартного жилья в Самарской области» (9,92%-56,94%) и «Развитие жилищного строительства для целей формирования в Самарской области арендного жилищного фонда некоммерческого использования и рынка коммерческого найма» (0% - 81,2%) и в Плане мероприятий, направленных на создание системы мониторинга информации по ключевым характеристикам развития земельного и жилищного рынков в Самарской области, правовое, информационное и организационное сопровождение реализации Госпрограммы (0% - 26,9%). 


Эффективность подпрограмм различна по периодам реализации Госпрограммы, стабильно высокая эффективность у подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье».
В 2018 году низкая эффективность реализации выявлена в пяти подпрограммах: «Стимулирование жилищного строительства, в том числе строительства стандартного жилья в Самарской области»; «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе путем оказания мер государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья»; «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков»; «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области» и «Развитие жилищного строительства для целей формирования в Самарской области арендного жилищного фонда некоммерческого использования и рынка коммерческого найма». 


В целом реализация Государственной программы была признана эффективной в 2015-2018 годах, в 2014 году эффективность программы была низкой.


Проведенный анализ выявил различные причины невыполнения мероприятий Государственной программы как типичные для всех подпрограмм, так и связанные исключительно с их спецификой.
Основным и наиболее существенным фактором послужило недофинансирование мероприятий программы.
Выявлено неподкрепленное фактическими объемами финансирования планирование показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Госпрограммы.
Установлено фактическое недостижение плановых значений основных целевых (стратегических) показателей, запланированных к достижению в стратегических документах Самарской области, в том числе в 2018 году.
Цели, показатели, задачи и результаты Государственной программы соотносятся с положениями национального проекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Жилье».
В нарушение требований Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства в Государственной программе отсутствуют: разработанный и утвержденный региональный адресный перечень земельных участков проектов; разработанные планы мероприятий по подготовке земельных участков к предоставлению; разработанные планы освоения земельных участков.


По результатам экспертно-аналитического мероприятия рекомендовано: в целях минимизации возможных рисков недостижения целевых и стратегических показателей (индикаторов), включая показатели регионального проекта «Жилье», рассмотреть иные варианты и механизмы достижения запланированных результатов Государственной программы и регионального проекта «Жилье», помимо заявленных в Государственной программе; не допускать дальнейшее снижение плановых значений показателей Государственной программы под фактически достигнутые значения; провести анализ текущей ситуации на рынке жилищного строительства, оценку спроса на жилье в первую очередь экономически активного населения, анализ демографической ситуации и миграционных потоков в Самарской области и в муниципальных образованиях с последующим внесением соответствующих изменений в Государственную программу; актуализировать и синхронизировать положения Государственной программы с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.


Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено Губернатору Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу. Информация также направлена в министерство строительства Самарской области и в министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.

Вернуться на предыдущую страницу