Версия сайта для слабовидящих

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования и изменения списков детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Самарской области в 2020 году» (пункт 2.17 плана работы на 2021 год)

Счетная палата Самарской области продолжает контролировать вопрос обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в связи с чем было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ формирования и изменения списков детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Самарской области в 2020 году».

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ:

– изменения количества детей-сирот, состоящих в списке на получение жилья;

– финансового обеспечения государственных полномочий Самарской области по обеспечению жильем детей-сирот;

– количества жилых помещений, предоставленных детям-сиротам;

– нормативных правовых актов Российской Федерации и Самарской области, регулирующих вопросы формирования и изменения списков детей-сирот;

– учета органами местного самоуправления Самарской области детей-сирот, а также оснований включения их в список нуждающихся в обеспечении жильем (выборочно);

– исполнения контроля министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее – Министерство) за исполнением органами местного самоуправления полномочий Самарской области по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведена оценка актуальности проблемы в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных органами местного самоуправления Самарской области по состоянию на 01.01.2021, составило 9 503 чел., что на 3,8% меньше, чем на начало 2020 года (9 882 чел.). Несмотря на уменьшение общего количества детей-сирот, учтенных на территории Самарской области, количество детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем и состоящих в сводном списке на его получение, за 2020 год увеличилось на 8,1%, с 5 003 чел. до 5 408 чел. Из них количество детей-сирот, чье право на получение жилья уже наступило, но не реализовано, увеличилось за 2020 год на 286 чел. (11,6%): с 2 475 чел. до 2 761 чел.

В Самарской области продолжается практика первоочередного обеспечения жильем детей-сирот, имеющих судебные решения о предоставлении жилья, что фактически нарушает право на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, включенных в список ранее, но в отношении которых отсутствуют решения суда. На 01.01.2021 в отношении 568 лиц из числа детей-сирот (более 20%) вступили в силу, но не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями.

Из 498 жилых помещений, приобретенных в 2020 году органами местного самоуправления в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд (далее – СЖФ) для предоставления лицам из числа детей-сирот, только 181 квартира (36,3%) приобретена на «первичном» рынке, а 317 квартир (63,7%) – на «вторичном» рынке жилья. В 3 муниципальных образованиях Самарской области (городской округ Самара и муниципальные районы Волжский и Сергиевский) детям-сиротам предоставлялось только новое жилье, приобретенное на «первичном» рынке.

В перечень документов, необходимых для включения детей в список очередников на предоставление жилья, установленный постановлением Правительства Самарской области, входит предоставление выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на имеющиеся в собственности объекты недвижимого имущества только на территории Самарской области. Требование о предоставлении сведений о недвижимом имуществе на других территориях Российской Федерации указанным постановлением не установлено.

В результате выборочной проверки учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено:

- Судами Самарской области признается право на получение жилого помещения за лицами старше 23 лет, не относящимися в настоящее время к лицам из числа детей-сирот. При этом перечень оснований включения детей-сирот старше 23 лет в список на обеспечение жилыми помещениями не в полной мере соответствует позициям Конституционного и Верховного судов Российской Федерации. В их определениях указано о возможности включения в списки только в случае установления в судебном порядке наличия уважительных причин необращения в уполномоченный орган до достижения возраста 23 лет. 
Также было установлено включение в списки и предоставление таким гражданам жилья без наличия решения судов.

- В нарушение ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» руководителем органа опеки муниципального района Большечерниговский ненадлежащим образом исполнена обязанность по контролю за сохранностью имущества и управлению имуществом граждан, находящихся под опекой. В действиях должностного лица усматривается совершение действий, выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов ребенка-сироты.

- За лицом из числа детей-сирот признается право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда даже в том случае, если у него имеется в собственности жилое помещение (доля в праве) более учетной нормы (14 кв. м), но в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают иные лица, в связи с чем приходящаяся на ребенка-сироту фактическая площадь жилого помещения составляет менее учетной нормы.

- В нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального района Камышлинский не обеспечена результативность использования средств областного бюджета в объеме 888,5 тыс. рублей, а именно: приобретено жилое помещение, которое включено в СЖФ, но не предоставлено лицам из числа детей-сирот более 16 месяцев по причине удаленного расположения от центра населенного пункта с. Камышла (7-8 км) на федеральной автомобильной дороге М5 «Урал» с полным отсутствием социально-бытовой инфраструктуры (детский сад, школа, магазин, медицинские учреждения, аптека, МФЦ и т. д.).

- В нарушение требований п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), состав межведомственных комиссий муниципальных районов Камышлинский и Кошкинский не был исчерпывающим. Решения межведомственных комиссий, не отвечающих требованиям Положения № 47 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, не могут являться объективно правомерными.

Наличие подобных случаев повышает риск включения в список детей-сирот, объективно не нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой рекомендовано:

Министерству

1) Повысить эффективность профилактической работы по предупреждению социального сиротства.

2) Популяризировать усыновление (удочерение) как приоритетную форму устройства детей-сирот.

3) Актуализировать региональный список, включая инвентаризацию учетных дел в части правовой оценки имеющихся в них документов, подтверждающих основания для включения в список, что позволит исключить из него лиц, не имеющих право на получение жилья.

4) Провести мониторинг решений районных судов Самарской области и, в случае необходимости, оказать помощь в обжаловании таких решений, тем самым не создавая судебную практику, противоречащую позициям Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.

5) Разработать предложения:

- по предоставлению жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в собственность лицам старше 23 лет, закрепив нормативным актом правовое сопровождение при реализации гражданами жилищного сертификата, что позволит оградить лиц из числа детей-сирот от мошеннических действий и положительно повлияет на их дальнейшую адаптацию в обществе;

- по распоряжению долей жилого помещения площадью более учетной нормы, принадлежащей лицам из числа детей-сирот на праве собственности, но недостаточной для проживания с учетом всех зарегистрированных;

- по законодательному регулированию действий при невозможности определить местонахождение сироты в целях обоснованного порядка исключения его из списка нуждающихся в жилье.

6) Внести изменения в постановление Правительства Самарской области от 25.10.2019 № 752 в части предоставления выписки из ЕГРП на имеющиеся у лиц из числа детей-сирот в собственности объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, что будет являться исчерпывающей информацией о наличии (отсутствии) в собственности недвижимого имущества.

7) Осуществлять надлежащий контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства Самарской области, а также своевременно и оперативно оказывать содействие и консультационную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления переданных им государственных полномочий.

Органам местного самоуправления Самарской области

1) Осуществлять ежегодный мониторинг жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрастной группе от 14 до 18 лет, состоящих в списке, на предмет изменения (улучшения) их жилищных условий.

2) Привести состав межведомственных комиссий в соответствие с требованиями пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Самарскую Губернскую Думу и Губернатору Самарской области, копии отчета - в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и в прокуратуру Самарской области, информационные письма - в Правительство Самарской области, в администрации городских округов и муниципальных районов Самарской области.

Вернуться на предыдущую страницу