Проведена оценка соответствия показателей и текстовых статей проекта закона Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а также представляемых одновременно с ним документов и материалов требованиям действующего законодательства, а также оценка обоснованности и реалистичности показателей, содержащихся в законопроекте, в части источников поступления доходов, расходов, направляемых на общегосударственные вопросы, обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, иные вопросы.
Счетной палатой Самарской области (далее – Счетная палата) в рамках закрепленных бюджетных полномочий проведена экспертиза законопроекта.
Основные характеристики бюджета ТФОМС (тыс.рублей):
Основные характеристики бюджета ТФОМС |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Доходы |
42 799 941,8 |
44 833 695,5 |
47 356 309,9 |
Расходы |
42 799 941,8 |
44 833 695,5 |
47 356 309,9 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
0 |
0 |
0 |
Доходы бюджета ТФОМС на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов запланированы за счет прогнозируемых поступлений неналоговых доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Основным источником формирования доходов бюджета ТФОМС определены безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, с долей в общем объеме доходов 99,8%. Законопроектом предусмотрено ежегодное увеличение общего объема доходов бюджета ТФОМС за счет роста безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, в частности, поступлений межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) в форме субсидий на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Самарской области. На увеличение объема субвенции повлиял рост среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС, установленного проектом федерального закона о бюджете ФФОМС на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС с учетом расходов на ведение дела ТФОМС прогнозируется в размере 13 127,1 рублей, что выше подушевого норматива, устанавливаемого на федеральном уровне в размере 13 078,6 рублей, на 48,5 рублей).
Объем субвенций на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов определен:
на 2021 год – 41 766 286,8 тыс. рублей, с ростом на 1 069 706,6 тыс. рублей, или 2,6% к уровню 2020 года (40 696 580,2 тыс. рублей), удельный вес в общем объеме доходов составит 97,6%;
на 2022 год – 43 740 178,6 тыс. рублей, с ростом на 1 973 891,8 тыс. рублей, или 4,7% к уровню 2021 года (41 766 286,8 тыс. рублей), удельный вес в общем объеме доходов – 97,6%;
на 2023 год – 46 208 102,3 тыс. рублей, с ростом на 2 467 923,7 тыс. рублей, или 5,6% к уровню 2022 года (43 740 178,6 тыс. рублей), удельный вес в общем объеме доходов – 97,6%.
Межбюджетные трансферты, получаемые из областного бюджета на финансовое обеспечение долечивания (реабилитации) жителей Самарской области в условиях санатория непосредственно после стационарного лечения в медицинских организациях Самарской области, участвующих в системе ОМС на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются законопроектом в объеме 149 152,5 тыс. рублей (ежегодно). Удельный вес в общем объеме доходов составит 0,3%. По отношению к уровню 2020 года (165 725 тыс. рублей) объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета сокращен на 16 572,5 тыс. рублей (10%).
Межбюджетные трансферты, получаемые из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов РФ (на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Самарской области лицам, застрахованным на территории других субъектов РФ), законопроектом прогнозируются в следующих объемах:
на 2021 год – 789 739,2 тыс. рублей (на 16 243,4 тыс. рублей, или на 2,1% больше по отношению к 2020 году). Удельный вес в общем объеме доходов составит 1,8%;
на 2022 год – 845 810,5 тыс. рублей (на 56 071,5 тыс. рублей, или на 7,1% больше по отношению к 2021 году). Удельный вес в общем объеме доходов составит 1,9%;
на 2023 год – 896 559,5 тыс. рублей (на 50 748,8 тыс. рублей, или 6,0% больше по отношению к 2022 году). Удельный вес в общем объеме доходов составит 1,9%.
Расходы бюджета ТФОМС предусматриваются в объеме:
на 2021 год – 42 799 941,8 тыс. рублей, с увеличением на 753 218,5 тыс. рублей, или на 1,8% к уровню 2020 года (42 046 723,3 тыс. рублей);
на 2022 год – 44 833 695,5 тыс. рублей, с увеличением на 2 033 753,7 тыс. рублей, или на 4,8% к уровню 2021 года;
на 2023 год – 47 356 309,9 тыс. рублей, с увеличением на 2 522 614,4 тыс. рублей, или на 5,6% к уровню 2022 года.
Увеличение расходной части бюджета ТФОМС обусловлено ростом доходов в связи с увеличением объема субвенции из бюджета Федерального фонда.
Направления расходов бюджета ТФОМС на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов соответствуют целям, установленным частью 5 и частью 6 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ, и направлены на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Самарской области, что отвечает положениям статьи 147 Бюджетного кодекса РФ. Основной статьей расходов бюджета ТФОМС на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов являются расходы, направленные на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС (97,1%).
Утвержденная стоимость территориальной программы ОМС на 2021 год предусматривается в объеме 41 710 080,2 тыс. рублей, что на 1 132 188,7 тыс. рублей, или 2,8% больше стоимости, утвержденной на 2020 год (40 577 891,5 тыс. рублей), что обусловлено увеличением объема субвенций на 2,6%; увеличением межбюджетных трансфертов из областного бюджета на 97,3%; снижением прочих поступлений в виде неналоговых доходов на 57,6%.
По результатам проведенной экспертизы законопроекта Счетной палатой подготовлено заключение и законопроект рекомендован к принятию Самарской Губернской Думой в первом чтении.